Citadele: Покупательная способность растет, но к тратам отношение более внимательное

Латвийский рынок труда стабилизируется, и сейчас доходы населения близки к уровню 2008 года: покупательная способность выросла, а кроме того, за последние годы существенно сократился объем кредитных обязательств. В результате этого повысилась кредитоспособность населения, больше людей готовы воспользоваться кредитными средствами, но тем не менее взятие кредита люди по-прежнему рассматривают с большей осторожностью, чем в докризисные времена, свидетельствуют обобщенные банком Citadele тенденции.

«Процессы выздоровления латвийской экономики за прошедшие четыре года значительно улучшили ситуацию на местном рынке труда и соответственно ситуацию с доходами домохозяйств. Уровень безработицы в Латвии упал с более чем 20% в 2010 году до 12% в этом году. За это же время средняя заработная плата в стране увеличилась примерно на 25% — до 550 евро», — говорит экономист банка Citadele Зигурдс Вайкулис.

Он отмечает, что объем доходов домохозяйств вырос и уже не далеко до уровня 2008 года. В этом году целенаправленно продолжает снижаться кредитное бремя частных лиц — с 9 млрд евро в 2008 году до примерно 6 млрд в этом году. «Кредитоспособность латвийцев существенно улучшилась», — сказал Вайкулис.

По его прогнозу, «описанные тенденции создают сильную базу для роста объема выданных банком кредитов».

Член правления Citadele Санта Пургайле отмечает, что «выздоровление экономики постепенно улучшает ситуацию на рынке труда, растет зарплата рабочих, снизился объем кредитных обязательств — и потребительские, и ипотечные».

«Таким образом платежеспособность населения улучшается. Становится меньше случаев, когда банк вынужден отказать в выдаче кредита клиенту, например из-за недостаточных ежемесячных доходов. Радует то, что сейчас у жителей появляется все больше свободных средств на улучшение качества своей жизни, но тем не менее мы призываем относиться к своему бюджету с умом, чтобы не повторилось пережитое в кризис. Нужно признать, что в целом жители стали сознательнее, и планирование бюджета домохозяйств для улучшения качества жизни стало более рациональным. Банк со своей стороны тоже строже оценивает каждое заявление на кредит, чтобы быть уверенным, что клиент сможет выплатить сумму за конкретный срок», — рассказывает о тенденциях Пургайле.

«Больше жителей готовы воспользоваться такими краткосрочными кредитными средствами, как потребительские кредиты и кредитные карты. Согласно данным банка Citadele, сумма потребительских кредитов, выданных в первом полугодии этого года, удвоилась по сравнению с тем же периодом 2013 года. Средняя сумма потребительского кредита, выданного в Citadel Plan B e, выросла с 1500 евро в прошлом году до 2000 в этом году. Такую сумму люди планирует вернуть за два-три года. В основном жители используют потребительский кредит на ремонт жилья (32%), покупку подержанного автомобиля (23%) и покупку товаров длительного пользования (5%)», — рассказывает Пургайле.

Where to

Санта Пургайле обращает внимание на то, что «думая о кредите, каждый должен посчитать, сколько от ежемесячных доходов нужно выделить на коммунальные платежи, сколько на еще непогашенные кредитные обязательства и хватит ли оставшихся средств на проживание и погашение новых кредитных обязательств. Оптимальная пропорция — это когда на оплату займов уходит до 30% ежемесячных доходов».

С ростом доходов вырос и спрос на путешествия

В период после кризиса и под влиянием роста доходов изменились привычки относительно покупки туров. Появилась такая важная привычка, как своевременное планирование поездки, подтвердила руководитель проектов по развитию бизнеса Latvia Tours Илзе Винтере. Например, осенние или зимние туры большая часть покупает уже сейчас. Люди стали тщательнее оценивать расходы на поездку. Так, с подорожанием туров в Турцию выбор клиентов стал больше падать на новые направления — в Болгарию и другие страны.

Важно оценивать ежемесячный уровень своих доходов-расходов и остаток свободных средств

Рынок кредитования упорядочивается, и, как свидетельствует статистика Центра защиты прав потребителей (ЦЗПП) за первый квартал, на 21% снизилось число жалоб на финансовые услуги (как на небанковских кредиторов, так и на кредитные учреждения), рассказывает Андис Приедитис из отдела по надзору за финансовыми услугами ЦЗПП.

Важно, чтобы потребители даже в таком в случае, когда доходы растут и благополучие повышается, а также есть желание тратить больше, все-таки критически оценивали бы свои шансы на заем, подчеркивает Приедитис. Если потребитель рассматривает возможность займа, тогда важно оценить ежемесячный уровень своих доходов, расходов и остаток свободных средств, выяснить всю интересующую информацию перед подписанием договора, а также понять условия договора.

«Рынок кредитования может успешно существовать только тогда, если поставщик добросовестно предлагает услугу, а потребитель добросовестно выполняет договор. Если потенциальный кредитор отказывает в займе, то, наверное, у кредитора при оценке различных критериев есть свое обоснование (на которое влияет и закон), почему кредит не стоит предоставлять, но в будущем это определенно пойдет на пользу финансовому здоровью потребителя. В июле вступило в силу несколько изменений в закон, поэтому ЦЗПП с надеждой смотрит на то, что они будут больше способствовать улучшению рынка кредитования как для потребителя, так и для кредитора», — уверен Приедитис.

Ref:103.112.112.876

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости