Оценивая первый отопительный сезон после полного разделения АО Latvijas gāze, председатель правления предприятия Айгарс Калвитис сказал в интервью, что немного не хватило до энергетического кризиса.
«Зима была довольно мягкой, три недели — еще не настоящий холод. Зато мы основательно понервничали из-за вопроса надежности газоснабжения. Открытие газового рынка в Латвии было ориентировано не на надежность снабжения, а на мистическое предположение о падении цен после открытия рынка. Такой была политическая установка, и ей в жертву была принесена надежность снабжения в надежде, что низкая цена сделает общество счастливее. Если бы минувшей зимой температура в районе -20 продержалась еще 2-3 дня, то в Латвии случился бы энергетический кризис», — рассказывает Калвитис.
Это объясняется не объемами газа, а давлением Инчукалнсского подземного газохранилища.
«Хранилище работает по принципу баллона: чем он полнее, тем быстрее воздух выходит наружу. То же происходит и с газом. Если хранилище полупустое, то нет давления и газ не выходит в достаточном объеме», — говорит Калвитис.
«Зимой было два дня, когда мы еле смогли удовлетворить спрос, бывший на рынке, ведь газ требовался не только Латвии, но также Эстонии, Литве и России… Нас спасло лишь потепление», — поясняет он.
По его словам, это свидетельствует о серьезной проблеме. Поправки в правила Кабинета министров разработаны лишь после «сурового урока» в конце минувшей зимы, сказал Калвитис.