На этой неделе правительство на закрытом заседании собирается обсудить проблемы латвийского предприятия Liepājas metalurgs (LM). Политиков пугают упреки в повторении сценария Parex banka, но никто не хочет, чтобы 2 000 лиепайчан остались без работы.
Правительству предстоит ознакомиться с результатами аудита, проведенного на заводе Liepājas metalurgs. Вместе с ними на стол министров попадут и предложения по спасению завода от банкротства. Предприятие просит, чтобы государство уменьшило счета за электроэнергию, выделило новые гарантии и вместо предприятия заплатило кредит итальянскому банку. Кроме прочего, завод просит государство остановить уголовный процесс, который возбудила полиция на основании заявления совладельца завода Кирова Липмана, сообщает программа телеканала TV3 Nekā personīga.
Неделю назад Министерство финансов ознакомилось с реальной ситуацией на лиепайском предприятии. Оказалось, что владельцы завода, состоящие в совете, получали огромные зарплаты, с легкой руки брали кредиты и участвовали в сомнительных сделках. У прессы и ранее была информация о том, что руководству завода выплачиваются огромные зарплаты. Понимая, что их обнародование неблагоприятно отразится на возможности получить помощь от государства, владельцы завода размер своих зарплат скрывали.
Теперь же выяснилось, что в 2010 году председатель совета предприятия Сергей Захарьин в месяц зарабатывал 14 300 латов, его заместитель, Алексей Захарьин – 13 300 латов. Член правления Илья Сегал получал 14 300 латов в месяц, главный экономист Бенита Имбовица – 10 000 латов, а председатель правления Валерий Терентьев и исполнительный директор Леон Птичкин по 6 000 латов каждый. В 2011 и 2012 году зарплаты были постепенно снижены.
В 2010 году LM начал участвовать в подозрительных сделках. Были привлечены посредники для закупки металлолома и продажи готовой продукции. Крупнейшим посредником стала фирма Metal Group Ltd., которая закупает металлолом у поставщиков, с которыми ранее сотрудничал сам LM. Использовалось и офшорное предприятие с Кипра Scanalloys Limited, представителем которого является гражданин Латвии Радик Носырев. Металлолом закупался и у литовского предприятия Torlina UAB, владельцы которого были арестованы за контрабанду металла в Польшу. Об этих схемах полиции сообщил один из владельцев LM Киров Липман. Он считает, что используя посредников, руководство LM закупало металлолом по повышенным ценам, а разницу присваивало себе. По заявлению Липмана Экономическая полиция возбудила уголовный процесс. Сейчас завод просит у государства завершения данного процесса. Британская фирма Stemcor UK Ltd. якобы пообещала заплатить LM аванс в размере 20 млн за произведенную металлическую продукцию. Однако, компания откажется от сотрудничества с заводом, если он будет замешан в уголовном процессе.
Экономическая полиция подтвердила программе, что в рамках уголовного процесса в настоящий момент изучается использование фирм-посредников. Начальник Государственной полиции Интс Кюзис отметил, что завершить уголовный процесс по чьей-либо просьбе запрещает Уголовно-процессуальный закон.
Имеются подозрения, что Liepājas metalurgs участвовал и в мошеннических схемах с НДС через польские фирмы, которым предприятие продает готовые металлические изделия. То, что партнеры Liepājas metalurgs подозреваются в мошенничестве подтверждает и Налоговая администрация Польши. Так, например, одно из предприятий задекларировало, что занимается торговлей одежды, а не металла.
В апреле Liepājas metalurgs должен вернуть итальянскому банку Unicredit 4 млн латов. Предприятие попросило банк отсрочить возврат кредита, но итальянцы отказали. Согласно договору, банк в любой момент может потребовать возврата всего кредита в размере 51 миллиона, если у предприятия появятся другие задолженности.Известно, что предприятие уже задержало выплату 22 млн латов банкам SEB и Citadele. Поскольку итальянский кредит гарантировало Латвийское государство, по его бюджету вскоре может быть нанесен удар в размере 51 млн латов.
Не везет заводу и в переговорах с Latvenergo, которому он должен 8 млн латов. Концерн требует оплатить долг до 28 марта, в противном случае Latvenergo потребует объявить неплатежеспособность завода.
К указанным задолженностям следует добавить долг в размере 13 млн латов закупщику металла Stemcor и различные суммы местным предприятиям. Общая сумма долга завода составляет 104 миллиона. Иск против дочерней компании завода Liepājas osta о взыскании 11 млн латов выдвинула Служба государственных доходов. Решение будет объявлено в апреле. На конец года недостача может составить 96 млн латов.
Подготовленный предприятием план спасения предусматривает отсрочку выплаты задолженности и увеличение госгарантий. Предприятие просит государство позволить ему пока не платить 17 млн латов Latvenergo, помочь выплатить 11 млн латов итальянскому банку UniCredit и выдать госгарантиии еще на 18 млн латов. Кроме того, Metalurgs предлагает запретить вывоз металлолома из государства, чтобы он по дешевке попадал только в Лиепаю.
Правительство ждать больше не может, проблему надо срочно решать, поскольку приближается срок выплаты долга итальянскому банку. И хотя в коалиции этот вопрос еще не обсуждался, во вторник правительство ознакомится с ситуацией на заводе. Министр финансов настроен пойти навстречу предприятию. Если LM найдет инвестора и реализует инвестиции, поддержка со стороны государства возможна.
В «Партии реформ» мнения разделяются. Лидер партии Валдис Затлерс поддерживает спасение завода. По его мнению, государственная поддержка предприятий, задетых кризисом, эффективна. Так, например, в случае с Parex banka государство вскоре вернет большую часть вложенных средств. Однако председатель Народнохозяйственной комиссии Сейма Вячеслав Домбровский настроен скептично.
«Насколько жизнеспособна модель бизнеса Liepājas metalurgs – вот, по-моему, первый вопрос, который следует задать. Необходимо придумать бизнес-план, как сократить расходы. Необходимо оценить по-крайней мере прозвучавшую в публичной среде информацию о том, что образ жизни руководства Liepājas metalurgs был, мягко говоря, экстравагантным», – сказал Домбровский.
Согласно информации, имеющейся в распоряжении программы, ожидается, что руководители завода могут попросить начать процесс правовой защиты, чтобы избежать банкротства. Однако министр финансов категорически отрицает вероятность того, что государство могло бы перенять завод, как это произошло с банком Parex и авиакомпанией airBaltic.
102.108.108.4085