На латвийскую отрасль косметики и красоты экономический кризис повлиял несильно, но сократились объемы реализации именно дешевой косметики, а не косметики в сегменте средних и высоких цен, рассказал порталу бизнес-новостей BNN.LV директор MADARA Cosmetics Улдис Илтнерс.
Каковы были главные события в отрасли за последнее время?
Сегмент экокосметики продолжает победный марш прошлого года. В 2010 году по данным Organic Monitor, рынок экокосметики в Европе вырос на 12%. По сути, сейчас экокосметика – это уже не просто ниша, это mainstream-продукт. Об этом говорят и попытки Garnier и других крупных косметических марок попасть на рынок с сертифицированными продуктами. Параллельно стараниям крупных брендов в прошлом году в Европе презентовали множество новых косметических марок с самым разным позиционированием. Поскольку миссия MADARA Cosmetics – предоставлять надежную и натуральную косметику, мы рады, что потребление такой косметики на европейском рынке увеличивается. Рост рынка связан с повышением уровня знаний потребителей и с их желанием вести здоровый образ жизни. Если несколько лет назад на рынке были марки, которые утверждали, что их косметика натуральная, а на деле она производилась из синтетических материалов, то теперь такой трюк не проходит.
В целом в Латвии рынок экокосметики развит лучше, чем в соседних странах и уровень знаний потребителей выше. Немного огорчает то, что в Латвии слабеют специализированные магазины экопродукции, часто они теряют свои позиции, уступая большим сетям магазинов косметики, которые расширяют свой ассортимент все большим предложением экологических продуктов. Слабая позиция в сегменте специализированных торговых мест экокосметики объясняется еще и недостатком инвестиций и новых концепций.
Ощущаете ли вы недостаток рабочей силы?
MADARA Cosmetics можно охарактеризовать как относительно небольшое предприятие с очень лояльными сотрудниками. Мы стараемся органично вводить новых сотрудников в коллектив – заранее ищем людей, которые соответствуют профилю MADARA. В Латвии есть известные проблемы с технологами и химиками, специализирующимися на косметике. Несмотря на то, что в Латвии есть традиции производства косметики, специалистов международного уровня здесь нет, поэтому мы стараемся взращивать эти позиции на нашем предприятии, а в качестве консультантов привлекаем иностранных экспертов.
Какие изменения в латвийском законодательстве вы хотели бы видеть?
Хотелось бы, чтобы законом было определено, что такое натуральная косметика, и какие компоненты в ней можно использовать. Это позволило бы в полной мере привести в порядок рынок такой продукции и полностью исключить сегмент псевдо-риродной косметики. Наибольшую выгоду от этого получили бы потребители, которые безошибочно могли бы выбирать надежную косметику.
Являясь экспортным предприятием, мы хотели бы одним пополнением к Закону о добавленной стоимости определить, что экспорт товаров это не только вывоз товаров с пограничной территории ЛР, но и из любой другой страны Европейского союза, и чтобы сделки такого вида подтверждались бы декларацией, выданной таможенным учреждением ЕС.
Как кризис повлиял на вашу отрасль?
В Латвии кризис несильно повлиял на отрасль красоты, можно сказать даже несущественно. Женщины и в кризис продолжали заботиться о коже, создавая потребление косметики. Интересно, что во время кризиса реализация сократилась в тех предприятиях, которые специализируются в сегменте низких цен, а в сегменте косметики средней и высоких цен изменения были несущественными. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в кризисный период в Латвии действовал эффект lipstick. То есть, когда у большей части участников рынка не хватало средств на приобретение люкс-товаров, требующих больших денежных вложений (машины, шубы), вместо этого люди стали приобретать товары того же люкс класса, но не требующие таких больших расходов, в том числе и премиум-косметику.
Как вы оцениваете политику властей по улучшению экономической ситуации в Латвии?
Реализация экономической политики в Латвии заканчивается на бумаге. Реальных действий и результатов нет. Есть множество положительных вещей, связанных с перенятием прав ЕС, например, в законе о труде принято много изменений, которые делают закон более эластичным по отношению к работодателю. Однако в целом я не могу назвать ни одного действия со стороны правительства или Министерства экономики, которое способствовало бы долгосрочному и сбалансированному развитию экономики. Существенным вопросом экономической политики является надзор за монопольными предприятиями, а в отдельных случаях и ограничение их деятельности, поскольку от этого зависит конкурентоспособность латвийского предпринимательства.