Ожидается, что вместе с перенаправлением грузов российских транзитных компаний в российские порты в портах стран Балтии грузооборот сократится. Это может стать угрозой столь желанному проекту электрификации латвийских железных дорог, сообщает программа «Ничего личного» (Nekā personīga) на телеканале TV3.
Программе известно, что российским транзитным предприятиям пришлось заключить с государством соглашение, предусматривающее конкретные временные рамки, когда они должны перенаправить свои грузы с портов стран Балтии в российские порты. Данные о железнодорожных перевозках в ноябре свидетельствуют о том, что объем грузов каменного угля упал в несколько раз. Министерство сообщения поручило Latvijas dzelzceļš (LDz) пересмотреть расходы предприятия и подготовиться к худшему сценарию. Кроме того, неясным становится будущее проекта электрификации железной дороги стоимостью 318 млн евро.
Литва и Эстония свои железные дороги уже модернизировали, то есть, если Латвия отложит проект, она проиграет конкурентам.
Спад грузов означает и снижение доходов LDz, что в свою очередь угрожает тем, что предприятие не сможет самостоятельно осуществить электрификацию и, возможно, могут потребоваться дополнительные средства из госбюджета, сообщает Nekā personīga.
Журналисты отмечают, что стремительное сокращение российских грузов означает приближение сценария, в котором проект электрификации станет финансово невыгодным.
Россия много лет грозила перенаправить грузы из балтийских портов в свои, однако существенный спад произошел лишь после аннексии Крыма.
Читайте также: Член правления БАТЛ: Латвия должна привлечь белорусских партнеров выгодными сделками
Nekā personīga известно, что подготовленный недавно Кремлем план предусматривает сокращение традиционных грузов до нуля, оставив через Латвию перевозку только опасных грузов.
«Это не секрет, что Россия осуществляет эти стратегические планы — переориентация грузов в свои порты. Общий объем грузов в просматриваемом будущем сократится.
Поэтому LDz следует работать над программой более эластичных расходов, чтобы в тот момент, когда объем грузов сократится, соответственно уменьшить расходы»,
— прокомментировал министр сообщения Талис Линкайтс (Новая консервативная партия).
Nekā personīga отмечает, что в Рижском свободном порту, как и в прошлый год ощущается неведение о том, будут ли в этом году перезаключаться договоры с российскими поставщиками. Именно российский каменный уголь составляет треть объемов грузов в Рижском свободном порту.
В январе этого года объем перевезенных LDz российских грузов был еще на уровне прошлого года, но затем последовал спад. С лета по октябрь общий объем не превысил 87% от объема грузов, перевезенных в прошлом году. Существенно сократился объем грузов именно каменного угля (-15,5%) и нефтепродуктов (-19,1%).