Рост занятости, зарплат и оптимизма способствует и росту частного потребления. Но, к сожалению, накопления домохозяйств пока еще слишком низкие, и домохозяйства все еще очень уязвимы в случае какого-либо негативного потрясения в экономике. Учитывая возросшую неопределенность в мире и Латвии, домохозяйствам очень важно создавать накопления. Но настоящий вызов – найти правильный баланс между потреблением и накоплениями, говорится в ежемесячном обзоре Swedbank.
Старший экономист Swedbank Лия Страшуна о главных выводах по отчету:
Ситуация на рынке труда продолжит улучшаться – уровень занятости и зарплаты растут, количество соискателей работы снижается, даже несмотря на рост удельного веса экономически активного населения. Покупательская способность домохозяйств улучшилась, несмотря на повышение налогов и рост цен. Потребительский оптимизм устремился вверх. Но эти улучшения все еще неравномерны: одни группы их ощущают по-разному, а другие группы не ощущают вовсе.
С улучшением ситуации на рынке труда и вместе с растущим оптимизмом, люди начинают больше тратить. Новые потребительские кредиты и деньги, которые эмигранты посылают из-за границы своим родственникам, тоже способствуют новым тратам. Еще одна возможная причина роста частного потребления – избегание уплаты налогов. К сожалению, накопления домохозяйств все еще очень малы, к тому же их соотношение с доходами, скорее всего, после роста в 2008-2009 году в 2010-2011 году вновь сократилось. Так что хотя экономика и стала сильнее, домохозяйства, в случае каких-либо негативных экономических потрясений, все еще очень уязвимы.
Ожидается, что рост экономики утихнет, притормозив и создание новых рабочих мест. Может ухудшиться и настроение потребителей, что будет способствовать созданию подушки безопасности. Однако трудоустроенным будет сложнее просить повышения зарплат. Учитывая возросшую неопределенность в мире и Латвии, домохозяйствам сейчас очень важно создавать накопления. Но настоящий вызов для них – найти правильный баланс между потреблением и накоплениями.
Прогнозы экономистов в последнее время напоминают некую агонию во время лихорадки. Все будет хорошо, но дело — дрянь.