Несмотря на то, что казалось, будто начинается перемирие и после решения суда АО Ventbunkers обретет, наконец, единственного хозяина, обнаруживается все больше новых нарушений, допущенных прежними владельцами. Так, например, «на прощание» со счетов предприятия были перечислены 7,9 млн евро. Предприниматель Олафс Беркис оправдывается, что таким образом пытался спасти Ventbunkers от разбазаривания средств.
«Операция спасения», как оказалось, происходила не через опытную финансовую компанию, а через фирму друга сына Беркиса Яниса ООО NN Smart, существующую неполные две недели. «Умная» фирма, которую 21 декабря основал Эдгарс Чепорюс, уже 4 января могла обнаружить на своем счету приличную сумму. По данным Lursoft, основной капитал фирмы до этого времени составлял всего 2 000 латов, при этом Чепорюс, зарегистрированный как единственный владелец фирмы, одновременно заседает и в кресле члена правления АО Latvijas Naftas tranzīts.
Однако это не единственная успешная схема, которую Беркис реализовал со своими сообщниками. В более ранние годы «спасательные операции» проходили, в основном, через двух клиентов Ventbunkers — Gunvor и Litasco.
Так, например, Gunvor, являющийся офшорной компанией, в которой, к несчастью, нет ни одного работника, была создана для того, чтобы направлять в нее 50-60% доходов Ventbunkers. А сделка с Litasco принесла махинаторам прибыль в размере около 12 млн евро (8 млн латов). В 2009 году вместо реального тарифа за услуги, то есть вместо 7,5 евро (5 латов) за тонну, Ventbunkers получал лишь треть – 2,5 евро (1,7 латов). Остальная часть суммы за услуги, то есть примерно 5 евро (3,4 лата) за тонну, полученные от Litasco, перечислялись в указанную офшорную фирму. Таким образом, при транспортировке 2,5 млн тонн образовывался профицит в размере 12 млн евро, которые незаслуженно прошли мимо Ventbunkers, который покрывал все расходы, связанные с предоставлением услуг. В связи с этим, ущерб был нанесен как государству, так и потенциальным интересам каждого налогоплательщика.
Эта и другие подобные преступные схемы вызывали беспокойство других акционеров за свои вклады в предприятии. Так, например, акционер ООО Topmar Baltic Investments признается, что с целью защиты денежных средств АО Latvijas nafta tranzīts (LNT) от невыгодных сделок и разбазаривания предприятия, определенные суммы перечислялись на счет фирмы под видом кредитов. Представители Topmar добавляют, что предприятие готово в любой момент вернуть деньги, но при условии, что LNT будут управлять законные мажоритарные акционеры.
Это же относится к 14,2 и 3,5 млн долларов, которые были перечислены на счет банка в Лихтенштейне и хранятся на счетах, открытых на имя АО Ventbunkers. В стране, в которой по сравнению с Латвией гораздо тщательнее оценивают каждый юридический документ и обстоятельства его создания, а также учитывают мнение мажоритарных акционеров, банки не предоставили дали доступ к денежным средства миноритарным акционерам, сомнительным образом захватившим предприятие.
Стоит отметить, что «спасатель» Олаф Беркис представляет только одного акционера – ООО Kement, которому принадлежат всего 13% акций предприятия.
Управляющий большинством акций АО Ventbunkers Рудольф Мерони подчеркивает, что он управлял и будет управлять предприятием исключительно в соответствии с установленными в законах порядками и по договоренности со всеми акционерами, которые участвуют в законных собраниях акционеров, при условии, что никакие решения не будут приниматься в пользу одного или другого акционера, предприятие будет платить налоги, и не будет подвергаться разграблению.
Приближенные к политике лица высказывают версии, что свободные средства, которые «спасал» Беркис, нужны ему для того, чтобы продолжить поддерживать свой образ политического генерального спонсора.
Считается, что и сейчас, обещая щедрое финансирование, Беркис пытается оказать влияние на Регистр предприятий и его руководителя Ринголдса Балодиса, чтобы вынудить их совершить незаконные действия. Такое давление возможно благодаря «дружбе» Беркиса с некой рыжеволосой женщиной.
Стоит добавить, что Беркис попал в список «сомнительных» миллионеров. Как отмечается в исследовании Baltic Screen, таких богачей нельзя отнести к тому списку миллионеров, обязательным условием для которого являются строго контролируемые в публичных регистрах права собственности. Однако «ни у кого нет сомнений, что активы этих людей, хоть и скрыты подальше от глаз публики, оцениваются ни в один миллион», отмечают авторы исследования.
Все это не мешало Беркису вступить в общество с ироничным для этой ситуации названием «Для развития Латвии», которое собирается «способствовать развитию политической идеологии». В каких интересах и придерживаются ли его соратники подобной тактики в бизнесе – вопрос открытый.
Ref:103.108.108.1355