Мы общество, ориентированное на потребление – больше производить, чтобы больше потреблять. Это бесконечное беличье колесо: чем быстрее бежишь, тем быстрее оно крутится. И вдруг оказывается, что можно обойтись без развлечений, без лихорадочного шопинга и без этого потребления. Оказывается, что человеку нужно гораздо меньше, чем он потребляет. То, что я называю эдакой ненужной жизненной скорлупой, оно сдирается. Человек видит: «О! Как мало мне нужно, чтобы жить!», рассказывает в интервью порталу BNN о надежде, смысле и течении церковной жизни в период чрезвычайной ситуации глава Римско-католической церкви в Латвии архиепископ-митрополит Збигнев Станкевич.
Дубиной по лбу
«Если раньше люди бегали по своим делам, работали, были заняты лишь зарабатыванием денег, строительством карьеры и всем чем угодно, то сегодня, когда многие возможности отрезаны, человек будто получил дубиной по лбу. Пришлось остановиться», — рассказывает архиепископ о том, что теперь у людей много времени, чтобы оглянуться на свою жизнь.
Он говорит, что в это время «шкала человеческих ценностей формируется заново», так как человек начинает смотреть, что на самом деле происходит, и видит такие грани реальности, на которые прежде не обращал внимание.
В качестве примера пересмотра ценностей он назвал семьи, проведенное с ними время, и сказал, что если сейчас не находиться с семьей, то это чревато довольно тяжелыми последствиями. «До сих пор семья оставлялась в стороне, то есть не была приоритетом, так как каждый занимался лишь своей работой и не интересовался ни своими детьми, ни второй половинкой. А теперь, когда вдруг собираются вместе, оказывается, что они терпеть друг друга не могут».
Станкевич отмечает, что чаще всего именно семья является местом поддержки, «гнездом», где человек может пережить кризис, и что здоровые семьи сейчас радуются тому, что появилось больше времени друг на друга, что дает весьма положительный импульс, толчок, укрепляет.
Задача Церкви – напоминать, что не хлебом единым жив человек
Говоря о том, что может помочь человеку к это время, архиепископ указал на психологическую поддержку. «Думаю, что сейчас у психологов и психиатров работы непочатый край, потому что поступают сигналы о том, что когда люди лишаются развлечений и внешней деятельности, у них обостряются внутренние проблемы».
«Разумеется, психологический уровень – лишь один из уровней. Еще есть духовный уровень – основные человеческие ценности. Это уровень потребности в смысле жизни, и миссия Церкви – побуждать людей задумываться о том, что человек – не только «вещь» и не только уровень общества, контактов между людьми», — поясняет Станкевич.
«Человек – это нечто большее».
Продолжая объяснять задачу Церкви, архиепископ сказал: «Это и доставлять дискомфорт человеку, живущему в иллюзиях, и помочь ему освободиться от них. Сначала он воспримет это как угрозу, но когда избавится, то благодарит за эту руку помощи».
«Задача Церкви – напоминать, что не хлебом единым жив человек, что человек – не только плоть, у него есть и бессмертная душа, ядро которой – дух, где-то в глубине соединенный с Богом, и для того чтобы человек мог полноценно жить, он не должен забывать об этой грани и об общении с божественным».
Он считает, что «с этим у современного Западного общества, к сожалению, большие проблемы, потому что людей пытаются убедить, что наука, технологии решат все проблемы и что можно обойтись без религии, потому что наука, видите ли, не может установить существование Бога с помощью измерительного прибора».
Станкевич подчеркивает, что полнота жизни человека заключается не в потреблении, а в бескорыстной помощи. «Когда человек бескорыстно помогает другим, в нем рождается настоящая, непреходящая радость, и нету чувства пустоты. Чем больше человек предается наслаждениям, их поиску, потреблению, тем больше в нем пустота. Послание надежды, которое возвещает Церковь, — в жизни есть смысл и его можно найти. Можно достичь внутренней свободы, если ты в этот кризис осознаешь, что есть вечность, что у тебя бессмертная душа. Цель жизни – не достичь наивысшего уровня потребления, а получить вечную жизнь, то есть не потерять душу, когда умрешь. Как говорил Иисус, «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Для представителя современного общества это такая, я бы сказал, с одной стороны, суровая и неприятная новость, и он к ней не готов. По крайней мере не был. Большая часть и сегодня не готова принять ее».
«Но других вариантов нет. Такова реальность».
Кризис всегда открывает новые возможности
Приход всегда был за то, чтобы люди собирались вместе, чтобы быть едиными в вере, делиться ею, а теперь это невозможно из-за чрезвычайной ситуации. На вопрос, как идут дела у Церкви в это время, архиепископ ответил: «Церковь продолжает выполнять свою миссию, несмотря на ограничения».
По мнению Станкевича, польза от введенных ограничений состоит в том, что они подтолкнули приходы к «технологическому» развитию, то есть они должны думать, как обеспечить людям возможность дистанционного участия в богослужениях. Как говорит апостол Павел, «…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». «Этот кризис открывает новые возможности или скорее побуждает вырваться из нашего повседневного ритма и искать новые возможности, как добраться до людей», — говорит архиепископ.
«Что касается онлайн-богослужений, я думаю, что это благодать и ее надо сохранять [и когда кончится чрезвычайная ситуация]. Для того, чтобы дать возможность не тем, кто не хочет приходить, а тем, кто не может, то есть пожилым, больным, и кто действительно не может добраться до храма. Надо оставить такую возможность».
«У нас был очень интенсивный диалог с государством, а именно с Министерством юстиции. И мы пришли к очень хорошему решению: храмы открыты, главы церквей призывают людей оставаться дома и участвовать в богослужениях удаленно».
Также он отмечает, что тех людей, кто приходит, не выгоняют, если они соблюдают дистанцию 2 м друг от друга. «Если церковь маленькая, то там ограниченные возможности. Однако я призвал священников, чтобы церкви были открыты и люди могли приходить молиться индивидуально».
Мы помогает всем, кто нуждается
Церковь продолжает поддерживать не только духовно, но и через различные церковные организации социальной помощи. «Если человек в беде и ему нужна помощь, то группы Caritas помогают всем – независимо от конфессии и религиозной принадлежности. Например, Вифлеемский дом милосердия не смотрит на конфессиональную, религиозную принадлежность». Архиепископ отметил, что сейчас Вифлеемский дом никого не принимает, чтобы не занести инфекцию. «Мы все хорошо знаем, что случилось с «Синим крестом». Достаточно одному заразиться, и заболеют остальные. Поэтому ради общего блага надо быть осторожными. Я уже говорил, что если там [в Вифлеемском доме милосердия] принимают новых обитателей, то нужно соблюдать 14-дневный карантин. Нужно побыть в другом месте в изоляции, и если признаков инфекции не будет, то можно отправляться дальше».
Архиепископ сообщает, что начал работать телефон духовной поддержки Emausas līnija, номер 28495847. Его организовали латвийские монахи и монахини разных конгрегаций. Они готовы оказывать духовную и эмоциональную поддержку, отвечать на вопросы в рамках своей компетенции.
«Так что Церковь продолжает свою миссию, и в особенно трудные минуты остается со своим народом, с верующими».
Станкевич подчеркивает также, что в своих обращениях и в социальных сетях призывает общественность «держать глаза и уши открытыми». «Чтобы смотрели, есть ли у соседей пожилые, находящиеся в группе риска, или есть ли кто-то, кому надо соблюдать самоизоляцию, или кто на карантине и вообще не должен выходить [из дома], и протягивать им руку помощи, например принести продукты из магазина, то есть интересоваться, что там происходит».
«Я вижу, что в этом плане в нашем обществе происходят положительные перемены».
С чего начать?
На вопрос, что сейчас может помочь человеку разобраться с основными ценностями, архиепископ ответил: «Ну, надеюсь, что в каждом доме есть Священное Писание. В первую очередь читать его, начав с Нового Завета».
Еще Станкевич советует читать про «выдающихся исторических личностей, которые могли совмещать светскую и духовную жизнь». «О тех, кому духовная жизнь служила источником вдохновения к преобразованию внешнего мира. Например, о таких, как Робер Шуман, которого вера вдохновляла продвигать вперед проект объединения Европы. Или о матери Терезе, Иоанне Павле II, отце Пио».