В прошлом году объем теневой экономики в Латвии по сравнению с предыдущим годом немного уменьшился. В Литве и Эстонии отмечался небольшой прирост, говорится в опубликованном в четверг, 12 мая, ежегодном исследовании теневой экономики в странах Балтии, подготовленном Рижской высшей школой экономики.
В 2015 году в Латвии процент теневой экономики составил 21,3% от ВВП, в Литве — 15%, в Эстонии — 14,9%. За год объем теневой экономики в Латвии упал на 2,2% от ВВП, однако в Латвии уровень теневой экономики все еще значительно выше, чем в обеих соседних странах.
«Несмотря на то, что в основе сокращения теневой экономики в Латвии главным образом лежит уменьшение объема неуказанных доходов предприятий и зарплат «в конвертах», эти показатели все еще оцениваются как очень высокие», — указал автор исследования, ассоциированный профессор Рижской школы экономики, др. Арнис Саука. Самый высокий уровень теневой экономики отмечается в Риге и ее окрестностях, затем следует Курземский регион.
Наибольшую долю теневой экономики в Латвии составляет сокрытие доходов предприятия, или так называемое уклонение от уплаты налогов, которое достигает почти 45% объема всей теневой экономики Латвии. Процент уклонения от налогов в Латвии значительно выше, чем в соседних странах (В Латвии — 19,9%, в Литве — 10,5%, в Эстонии — 7,5%). Кроме того, согласно данным исследования, процент незарегистрированных предприятий составляет около 5-7% от всех латвийских предприятий.
На втором месте — зарплаты «в конвертах». Их уровень в 2015 году во всех трех странах Балтии был примерно одинаковым — в пределах 15,2-17,9%. Следует отметить, что в Латвии удельный вес зарплат «в конвертах» начал снижаться с 2010 года, причем тенденция сохранилась и в 2015 году. Самой большой проблемой зарплаты «в конвертах» стали в Эстонии, где они составляют до 60% от общего объема теневой экономики.
Из всех стран Балтии наивысший уровень взяточничества отмечается в Литве. В 2015 году отмечалось увеличение числа случаев взяточничества как в сфере предпринимательской деятельности (с 10,2% до 12,7% от объема доходов), так и в сфере госзаказов (с 10,9% до 11,5% от стоимости заказа по договору).
Ref: 102.108.108.12684