Незаметно, легкой походкой, отчасти с «благословения» Генеральной прокуратуры, похоже, Айварс Лембергс медленно, но верно возвращает власть над нефтяным бизнесом и ресурсами, с помощью которых он сможет вернуть прежние позиции.
Сейчас, когда вентспилсские миллионеры Олаф Беркис, Олег Степанов, Игорь Скокс и Геннадий Шевцов утверждены в качестве членов совета АО Ventspils nafta, в кулуарах все чаще звучат слухи о том, что вентспилсские миллионеры хотят продать нефтяной бизнес Латвии в обход государства как потенциального владельца арестованного имущества Лембергса.
Несмотря на такие схемы, нанесенный государству и предприятию ущерб и вероятность, что латвийский нефтяной бизнес будет перекуплен, судьба латвийских нефтяных предприятий и связанный с этим «переход» финансов в «карманы» Лембергса и Беркиса нисколько не беспокоят Генеральную прокуратуру.
С 2007 года восторг от борьбы с коррупцией, основанной на нелегальных средствах в нефтяной транзитной отрасли, стремительно сошел на нет. И на политиков «Меч Фемиды» уже не оказывает большого впечатления. Можно сказать, что доступ Лембергса к средствам нефтяных компаний, который был достигнут в сотрудничестве с Беркисом, Скоксом, Швецовым и Степановым за счет подделки документов и инсценирования различных собраний, дает ему великолепную возможность продолжать коррумпировать политиков и должностных лиц, которых не грызет совесть, а денег в кошельке всегда не хватает.
Лембергсу очень пригодились организованные предпринимателем Олафом Беркисом PR-кампания и удачная манипуляция фактами, которые бросили тень на предыдущее руководство АО Ventbunkers.
В большинстве случаев, когда говорится о том, кто является истинным крупнейшим акционером АО Ventbunkers, умалчивается тот факт, что речь идет не только об участии цвейцарского адвоката Рудольфа Мерони и борьбе за кресло председателя правления, но и об интересах государства.
Оценивая то, как возник конфликт между Лембергсом, Беркисом и Мерони, стоит отметить, что летом 2005 года 100% акционеров назначили адвоката председателем совета АО Ventbunkers. Уже тогда между акционерами Беркисом, Степановым, Скоксом и Шевцовым с одной стороны и Лембергсом – с другой стороны разгорелся большой конфликт, в результате которого Мерони стал средним звеном – нейтральным лицом, – а позднее и управляющим активами, арестованными в ходе уголовного дела.
Однако в 2009 году обнаружилось, что группа Беркиса с известным курземчанином разработали схемы того, как отнять у Ventbunkers значительную долю прибыли. Эти схемы были связаны с двумя клиентами Ventbunkers – компаниями Gunvor и Litasco.
Беркис создал оффшорные компании, которые, например, в случае в с Gunvor могли получить примерно 50-60% оборота Ventbunkers. Оффшорная компания без единого сотрудника могла получить эти деньги, причем все расходы и работы брал на себя Ventbunkers.
В случае с Litasco в 2009 году вместо реального тарифа, который составлял примерно 7,5 евро (пять латов) за тонну, Ventbunkers получал лишь 2,5 евро (1,7 латов), то есть всего треть, хотя и в этом случае предприятие само покрывало все расходы.
В свою очередь оффшорная компания Беркиса & Co получала от Litasco примерно пять евро (3,4 лата) за тонну. Всего было транспортировано около 2,5 млн тонн, то есть в целом компания получила 12 млн евро (восемь млн латов).
Отмечается, что в 2010 году, вернув власть над Venbunkers, Беркис и его соратники в течение месяца опять успели подписать откровенно невыгодный договор с Litasco. Согласно договору, Litasco перестает платить Venbunkers до тех пор, пока Мерони и представляющие его позицию компании зарегистрированы в правлении и совете предприятия.
Таким образом, с февраля 2010 года Litasco не платила ни компании за работу, ни налоги государству. Чтобы избежать расторжения договора, предоставление услуг продолжалось в надежде на то, что договориться все же удастся. На июль 2010 года долг Litasco составил 23 млн евро (15,9 млн латов). Лишь после предупреждения о том, что грузы Litasco не будут приниматься без ежемесячного авансового платежа, компания начала платить, но по-прежнему отказывалась возвращать долг в размере 23 млн евро.
«Пришел конец года, надо было заключать договор на 2011 год. Мы сказали, что готовы заключить его, но попросили выплатить 23 миллиона. Они отказались. Это привело к тому, что они попытались блокировать теримнал Venbunkers. В конце декабря 2010 года терминал наполнился. До конца года мы подтвердили поставки из России. У них было судно, которому надо было принять 100 000 тонн мазута, но они не позволили ему войти в порт. 24 декабря терминал был полон и все железнодорожные вагоны, которые мы также утвердили, полагая, что судно примет определенный объем, отправились в Латвию. Образовалась огромная пробка, на путях стояли 1 700 вагонов. Они сделали это для того, чтобы заставить нас подписать договор на 2011 год», – объяснил ситуацию Мерони.
В связи с этим распространенная Беркисом информация об убытках, которые возникли якобы в период правления прежнего руководства, не соответствуют действительности. Истинной причиной этих убытков являются созданые во времена руководства Беркиса схемы, предусмотренные для обмана других акционеров предприятия и государства.
Упомянутые мошеннические схемы осуществлялись на протяжении многих лет. В виде налогов не уплачены миллионы латов. Образовались миллионы нелегальных средств, которые были обналичены и использованы в коррупционных целях. Таких людей, как Беркис, Скокс, Шевцов и Степанов спасает только тот факт, что они не являются должностными лицами и могут предоставить серьезные доказательства против Лембергса. В противном случае их можно обвинить в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. Однако они до сих пор остаются на виду, дают интервью, спонсируют политические партии и участвуют в собраниях «сливок общества».
До сих пор Генеральная прокуратура не предоставила никаких комментариев об этой ситуации, и не предприняла никаких действий по ее решению. В результате это может нанести очередной ущерб латвийским налогоплательщикам, которые терпеливо страдают и ждут лучших времен.