Для российских предпринимателей интерес представляют следующие секторы латвийской экономики: энергетика, банки, промышленность и недвижимость. Объем прямых российских инвестиций в Латвии достигает 580 млн евро, но российские деньги доходят до Латвии и по окружным путям.
В Латвии «деньги работают» и у нескольких российских олигархов, которые уже включены или были близки к тому, чтобы попасть в списки санкций западных стран, но еще не числятся там, сообщает передача латвийского телевидения De facto.
Многие иностранные политики и аналитики именно угрозу деньгам олигархов назвали самым действенным методом для того, чтобы заставить Россию услышать Запад. Кроме тех, кто уже получил свою «дозу» санкций, британское издание The Guardian в потенциальном целевом списке США упомянуло и одного из богатейших людей России — Виктора Вексельберга. Предприятие группы Вексельберга строит в Межапарке новое здание для Государственной службы доходов стоимостью 50 млн евро.
Прозвучало и имя миллиардера Владимира Евтушенкова. Финансовая корпорация Евтушенкова «Система» проявила интерес к приобретению государственной доли Lattlecom.
В кругу лояльных Кремлю бизнесменов упоминается и владелец «Северсталь» Алексей Мордашов. Контролируемая им компания Power Machines за последние полгода получила заказы от Latvenergo почти на 80 млн. Ей доверены работы по реконструкции Кегумской и Плявиньской ГЭС. Производственный директор Latvenergo Марис Куницкис пояснил, что предложение Power Machines было выгодным с хозяйственной точки зрения, и к тому же по низкой цене: «В худшем случае эти турбины могут быть и не доставлены. Тогда нам нужно будет искать другие пути модернизации электростанций».
Самого Мордашова, который из рук президента Андриса Берзиньша получил Почетный крест за вклад в латвийскую экономику, прямые санкций не коснулись. Однако в немилость США попал именуемый банком Путина «Банк Россия», в котором «Северсталь» принадлежат 6% акций.
Санкций направлены и против крупнейших акционеров банка — Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука. В СМИ уже звучала информация о том, что оба заинтересованы в строительстве терминала для сжиженного газа в Балтии.
Сын Ковальчука — Борис — руководит российским монополистом по торговле электричеством «Интер РАО», у которого многие латвийские самоуправления и предприятия закупают электричество. «Интер РАО» недавно получил поддержку Латвии для передачи одной высоковольтной электролинии для сделок с Россией. Сейчас эта линия загружена поставками электричества из Эстонии.
Кроме того, санкции США ударили и по ближайшим соратникам Путина — Аркадию и Борису Ротенбергам, которые также являются и владельцами работающего в Латвии банка SMP.
Экономические связи Латвии с Россией уже не такие тесные, как в 90-х годах. Поэтому Латвия сравнительно легко преодолеет экономические санкции, если лидеры Евросоюза решат их ввести против России, считает экс-министр экономики Даниелс Павлютс.
В случае масштабных санкций больше всего пострадают латвийские порты и транзитная отрасль — будет потеряно около 70% грузов. Правда, такая реальность рано или поздно все равно наступит, так как в российских документах четко предусмотрено сокращение грузопотока через Балтию до 2020 года.
«События в Крыму могут лишь ускорить это», — говорит руководитель Латвийской ассоциации логистики Нормундс Круминьш. Он отмечает, что Эстония нечто подобное испытала после беспорядков, связанных с «бронзовым солдатом». «Российский транзит остановился; они переориентировались на контейнерные грузы, грузы с большей добавленной стоимостью и сейчас живут хорошо», — отмечает Круминьш.
Называемые экспертами транзитной отрасли альтернативы России не являются ни более демократичными, ни более надежными партнерами — Белоруссия и Казахстан. Оба сейчас в тесном таможенном союзе с Россией, что наводит на мысль о том, что оба могут действовать в интересах России.
Энергетический сектор — номер два, где срочно требуются альтернативные источники. Но в больше степени борьба самой Балтии и Эстонии задержали строительство регионального терминала сжиженного газа, который позволит получать газ со всего мира.
В Россию уходит примерно десятая часть латвийского экспорта. В группе товаром доминирует алкоголь, консервированная рыба и медикаменты. Из России Латвия импортирует в основном газ, металл и минеральные удобрения.
Министерство экономики держит в секрете три сценария развития событий. Худший из них — это, по неофициальной информации, падение ВВП на 10%. На этой неделе это число неохотно подтвердила премьер-министр Лаймдота Страуюма. «Это самый пессимистичный сценарий и это нереально», — говорит Страуюма и призывает не торопить события.
Однако Банк Латвии уверен, что полный разрыв экономических связей с Россией не нанесет таких глубоких ран экономике. «Таких подсчетов у нас нет, чтобы был настолько печальный эффект даже при таком плохом сценарии», — говорит экономист Банка Латвии Андрис Страздс. По его предположениям, нынешняя неопределенность введения санкций может вызвать изменения в поведении жителей, например, спад инвестиций.
Ref:102.112.103.033