В расследуемом Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) деле о сфабрикованном обвинении и попытке вымогательства с владельца деревообрабатывающего предприятия Stiga RM Андриса Рамолиньша взятки в размере 100 000 евро, возможно, задействованы политики из партийного объединения «Развитию/За!», следует со слов пострадавшего.
На вопрос программы TV3 Ziņas (Новости TV3), могла ли преступная группировка быть связана с политиками «Развитию/За!», Рамолиньш ответил: Такая связь могла быть, да».
Правда, имена конкретных политиков он не назвал, поскольку подписался о неразглашении информации, полученной оперативным путем.
Программа телеканала TV3 NEKĀ PERSONĪGA («Ничего личного») ранее, сообщая об этом деле, демонстрировала кадры с политиком «Развитию/За!» Эдгаром Яунупсом. Программа, правда, тоже не назвала ни одной конкретной фамилии.
Яунупс сообщил агентству LETA, что не имеет никакого отношения к данному делу и не знаком, с упомянутыми в нем лицами.
Как сообщается, в преступную группировку входили также полицейские налогового и таможенного управления Службы государственных доходов (СГД).
Кроме того, ранее сообщалось, что в конце августа БПБК провел уголовно-процессуальные действия на нескольких объектах, в том числе в СГД. Эти следственные действия проводились в начале июня в рамках начатого уголовного процесса о подозрениях в возможном принятии взятки в крупном объеме группой лиц по предварительной договоренности. Во время уголовного процесса были задержаны три лица, а еще двум были назначены права на защиту. В отношении двух был применен арест.
БПБК не предоставило более подробную информацию, но имеющиеся в распоряжении агентства LETA данные свидетельствуют о том, что в рамках данного дела арестован начальник одного из отделений налогового и таможенного управления СГД Интарс Шталбергс. TV3 сообщает, что он и второе арестованное лицо пытались обжаловать назначенную им меру пресечения, но суд им отказал.
В прошлом году предприятие Рамолиньша Stiga RM смогло значительно повысить оборот — с 24 млн евро в 2020 году до 43 млн евро в прошлом году, свидетельствует информация с сайта firmas.lv. Заметно возросла и прибыль компании — с неполных двух миллионов евро до 9,4 млн евро в 2021 году.
Программа Nekā personīga сообщила, что осенью прошлого года компания получила сигналы о том, что против нее готовится заказное уголовное дело.
Спустя несколько месяцев с Рамолиньшем действительно связалась следователь Налоговой и таможенной полиции, которая сообщила, что в отношении семейных компаний бизнесмена начат уголовный процесс.
«Мне рассказали все условия — арестовать все, что принадлежит нам не как юридическим, а как физическим лицам. Обязательно надо задержать меня на 48 часов — это самый минимум. И чтобы в момент исполнения заказа была утечка в прессу. То есть наибольший акцент был сделан на эту максимальную публичность, поскольку это может повредить нам, как предпринимателям», — поделился известным ему Рамолиньш.
Должностное лицо СГД сделало бизнесмену предложение: за плату можно договориться о времени задержания и обысках, к ним можно будет подготовиться.
За это требовалось заплатить
100 000 евро.
Бизнесмен не сомневался, что сказанное сотрудницей СГД может исполниться, поскольку о нем были собраны сведения, которые невозможно получить публично, например, о строительстве нового завода, о крупном кредите в коммерческих банках и о планируемых государственных гарантиях. Кроме того, бизнесмену сообщили секретные детали других уголовных дел, о которых могли знать лишь сами следователи налоговой и таможенной полиции.
Предприниматель согласился на дальнейшие переговоры с сотрудниками СГД, но сообщил о вымогательстве взятки в БПБК.
Вымогатели взятки попросили бизнесмена купить два новых телефона и поддерживать связь с ними только через них.
Телефоны должны были работать в режиме «в самолете», а включать их нужно было лишь в определенное время.
На очные встречи бизнесмен должен был приезжать один, без охраны, и каждый раз его обыскивали. На переговоры всегда приходил один и тот же человек, но предприниматель не сомневался, что в группировке состояло несколько сотрудником налогово-таможенной полиции.
Встречи всегда назначались в разных местах и время, например, на тайные переговоры с представителем СГД бизнесмену приходилось являться даже на кладбище, территорию которого просматривали другие лица, чтобы исключить слежку за бизнесменом. Также была встреча, во время которой присутствующие не разговаривали, а должностное лицо СГД печатало требования на экране компьютера.
Предприниматель согласился заплатить деньги частями, но тянул время. Это было возможно, поскольку вымогатель взятки по каждому шагу должен был договариваться с остальными участниками преступной группы.
Сам же сфабрикованный уголовный процесс был скрыт от контролирующих органов, сообщает Nekā personīga.
Согласно имеющимся в распоряжении программы сведениям, в связи с данным делом арестована также сотрудница СГД Инита Луре, работавшая в Финансовой полиции с 2005 года. Кроме того, она была также заместителем руководителя первого следственного отдела СГД.
Шталбергс проработал на службе с 2018 года. В августе нынешнего года, незадолго до задержания он был повышен в должности до руководителя первого следственного отдела в отделе расследования финансовых преступлений. Сейчас он отстранен от исполнения служебных обязанностей.
БПБК провело обыски в доме еще одного должностного лица СГД — Яниса Акментиньша. Когда-то этот сотрудник Службы госдоходов работал следователем в Налоговой и таможенной полиции.
Предпринимателю известно, кто стоит за этим заказом — об этом сообщила сама сотрудница СГД, сказав, что работает по поручению известного «серого кардинала» находящейся у власти политической партии.
Имя конкретного заказчика бизнесмен не назвал, сославшись на тайну следствия.
Прокуратура подтвердила, что в отношении компаний семьи Рамолиньша был возбужден сфабрикованный уголовный процесс. Позднее, спустя два месяца, прокурор отменил это незаконное решение следователя налогово-таможенной полиции.
Дело против семейных предприятий Рамолиньша, в том числе против Stiga RM и ООО Vella kalpi было возбуждено в мае 2022 года. В качестве обоснования начала дела было указано уклонение от уплаты налогов, что не соответствовало действительности.