Если Латвия сократит потоки грузов и не будет развивать транзитную отрасль, латвийцев это может привести к социальной деградации — специалисты многих отраслей останутся без работы, в Латвии им больше нечего будет делать, сообщил в телефонном разговоре с BNN депутат латвийского Сейма Николай Кабанов.
«Похоже, господин Кариньш забыл, что транзитная отрасль означает не только перевозку грузов, но и весь сложный процесс, включающий в себя и машиностроение, и обеспечение связей, и ИТ-сферу. Латвии это дает существенную добавленную стоимость. Транзит обслуживает множество причастных компаний, представляющих указанные отрасли».
Ранее BNN уже сообщал, что премьер-министр Кришьянис Кариньш считает желание развивать транзит «устаревшим мышлением, мешавшим государству [развиваться]». По мнению премьера, объем грузов, идущих через порты, делает богаче только отдельных индивидов, а не страну в целом.
Также по теме: Отсутствие логики. Премьер считает, что Латвии не нужен транзитный бизнес
Кабанов подчеркнул: «Если мы сократим потоки грузов по железной дороге, это означает, что работу потеряют мастера по ремонту подвижных составов, ИТ-специалисты и так далее».
«Поэтому позиция господина Кариньша, как мне кажется, недальновидна и не соответствует давним традициям экономики Латвии».
Несмотря на подобные нелестные для Латвии заявления премьера, по мнению Кабанова, господин Кариньш вряд ли изменится. То есть маловероятно, что премьер изменит свою позицию относительно значения транзитной отрасли для латвийской экономики.
«Очевидно, нам всем придется жить с таким человеком в правительстве, пока нынешняя коалиция не перестанет существовать».
Говоря о том, как эти высказывания повлияют на общество в целом, Кабанов указал, что, возможно, придется пережить печальные социально-экономические последствия.
«Для общества это означает социальную деградацию, поскольку многие специалисты, рабочие могут остаться без работы, и в Латвии им ничего не светит»
Развитие транзитной отрасли тесно связано с регулированием портов. Как известно, Министерство сообщения разработало портовую реформу, которую поддержала и правительственная коалиция. Однако у реформы нашлось и множество противников среди предпринимателей, политиков и ассоциаций. По мнению Кабанова, реформу портов следовало бы осуществлять в тесной сцепке со специалистами грузовой отрасли и отраслевыми ассоциациями. «Не знаю, почему это навязывают сверху, но взаимодействия между министерством и предпринимателями нет».
«Сейчас Министерство транспорта осуществляет, можно сказать, оккупацию портов. Они назначают своих руководителей, а значит, навязывают остальным делать то, что им скажут».
«Мы можем сравнить статистику разных портов в 2020 году и увидим, что порты развиваются статично, когда сохраняют свою автономию и нормальное управление. В таких портах спад не настолько драматичный как в Вентспилсе и Риге, где было введено министерское руководство. Поэтому мое мнение таково: государству следует меньше вмешиваться в прямой менеджмент. По-моему, предприниматели между собой могут это сделать лучше».
Следует также напомнить, что предприниматели выразили поддержку так называемой «лиепайской модели», когда к управлению портом привлечены представители и государства, и самоуправлений, а также предприниматели. Лиепайский порт стал единственным в Латвии, где сохранился стабильный оборот грузов.
Кабанов также отметил, что ему понятно, что в «нынешняя коалиция борется со многими так называемыми олигархами, что влияет на сферу транзита, но мне кажется, что здесь есть работа для правоохранительных органов».
«Мы не можем одновременно поместить честных предпринимателей в одну корзину с небольшим количеством людей, ступивших на преступный путь».
Оппозиционный депутат (партия «Согласие») подчеркивает, что необходимо сохранить все действующие в нашей экономике сферы. «К сожалению, я не вижу в Министерстве транспорта никакого прогрессивного подхода к поддержанию транзита. Министр транспорта Талин Линкайтс здесь скорее придавит транзит своими инициативами, связанными с портами и управлением портами».