Желание поскорее обрести самостоятельность и зарабатывать собственные деньги зачастую одерживает верх над желанием учиться, сказала в разговоре с BNN ректор Высшей школы бизнеса, искусств и технологий RISEBA Ирина Сенникова, говоря о проблеме незаконченного образования в Латвии.
Опубликованное в начале сентября сообщение Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Education at a Glance свидетельствует о том, что обучение по программам бакалавра в Латвии своевременно заканчивают лишь около половины студентов — 48%.
RISEBA тоже приходится сталкиваться с тем, что многие студенты поступают в вуз, но со временем «отсеиваются». Например, в 2017/2018 учебном году таким образом отсеялось 27%, годом позже — 13,7%.
Пропавший студент — нехватка рабочих рук
Причину отсева Сенникова ищет на рынке труда. Сейчас безработица в Латвии сокращается, в Риге достигнута почти полная занятость. Молодежь стремится поскорее получить независимость от родителей и зарабатывать самостоятельно, а предприниматели, в свою очередь, ищут рабочую силу и предлагают возможности.
Возможно, в определенный момент учеба для молодого человека перестает быть приоритетом, и он не задумывается о ценности образования в будущем, поэтому учеба отходит на второй план, отмечает Сенникова.
RISEBA старается решать этот вопрос индивидуальным подходом, поддерживая связь между вузом и студентом, если тот взял паузу в учебе. Нередко возникает ситуация, когда, взяв академический отпуск, студент больше не возвращается к начатому обучению.
Говоря о последствиях прерывания учебы, Сенникова предупреждает, что без полученного образования может наступить момент, когда это может стать серьезной преградой на пути карьерного продвижения.
Сенникова подчеркивает, что в такие моменты важно, чтобы был человек, с которым можно было бы поговорить, который объяснит, что полученное образование в будущем окупится. Как вариант, можно сменить форму обучения — например, перейти на заочную программу.
Ректор припомнила случай, когда преподаватель вуза написала на своей странице в Facebook: «Пропал человек! Пропал студент» Не пишет бакалаврскую работу! Помогите его найти!»
С одной стороны, на это можно смотреть, как на шутку, но в то же время это свидетельствует о том, что в вузе есть кто-то, кто думает и заботится о студентах, рассказала Сенникова. Ситуации бывают разные, не всегда можно обратиться к родителям. Тогда-то и может пригодиться поддержка вуза.
«Надо помогать студентам определяться с приоритетами, что в течение этих трех лет мой приоритет — учеба», — сказала Сенникова.
Что делать государству?
Говоря о том, как государство могло бы вмешаться, чтобы побудить студентов заканчивать обучение, Сенникова сослалась на пример Финляндии.
В Финляндии высшее образование бесплатное, но студент должен уложиться в определенный временной промежуток. Если это ему не удастся, придется платить.
На помощь может прийти и рынок труда. RISEBA признает, что и предприниматели начинают осознавать, что в долгосрочной перспективе лучше, если молодой профессионал все же полностью завершит обучение, а не начнет активно работать уже на первом курсе, забрасывая учебу. Например, один из партнеров вуза по сотрудничеству, компания Accenture Latvia, предлагает студентам возможность работать на полставки, чтобы молодые специалисты могли объединять учебу с работой.
Предложение Министерства образования и науки о том, что необходимо повышать требования к поступающим в вузы, Сенникова не поддерживает. Во-первых, она не помнит ни одного исследования, которое говорило бы в пользу такого подхода. Во-вторых, у человека, который поступает в вуз, другая мотивация, чем сидя за школьной партой. Тот, кто в школе учился средне, начиная учиться в узе, возможно, хорошо осознает свои цели и старательно работает над тем, чтобы их добиться.