Автор: Илона Берзиня
Стивидорные компании, работающие в портах Вентспилса, Лиепаи и Риги, а также представители связанных с отраслью госучреждений на прошлой неделе собрались в Вентспилсе на расширенном собрании совета Латвийской ассоциации стивидорных компаний (ЛАСК), в ходе которого обсуждались главные вызовы и вопросы долгосрочного развития отрасли.
Несмотря на то, что результативные показатели грузоперевозок по железной дороге и через латвийские порты оказались лучше, чем прогнозировалось (в Вентспилсе, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, было перевалено на 25,4% больше грузов; в Рижском свободном порту — на 11,5% больше; в Лиепае — на 15,2% больше; железнодорожные грузоперевозки увеличились на 17,6%), одним из главных испытаний для отрасли остается привлечение новых грузов и реструктуризация.
Как указал заместитель председателя Латвийской ассоциации стивидорных компаний, председатель правления «Балтийской ассоциации — транспорт и логистика» (БАТЛ) Иварс Ландманис, успешное сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном позволили посмотреть в будущее с осторожным оптимизмом.
«Сотрудничество с предпринимателями из этих среднеазиатских государств важно, но не менее важно, что это способствует и поддержанию инфраструктуры портов»,
— указал руководитель БАТЛ.
Чтобы способствовать привлечению новых партнеров по сотрудничеству, ни в коем случае нельзя допустить каких-либо необдуманных решений со стороны государственных учреждений относительно каких-либо сегментов грузов. Также ЛАСК подчеркивает, что казахский уголь, который транзитом идет через Латвию, предназначен для потребителей в Европейском союзе, а потому транзит таких грузов сейчас фундаментально важен для обеспечения энергетической независимости всего ЕС. Поэтому закономерно, что, кроме прочего, на расширенном заседании совета ЛАСК обсуждались также и вопросы железнодорожных тарифов для данной группы грузов.
Важен также вопрос о дальнейшем продвижении реформы портов и о том, какую роль может сыграть Министерство транспорта в преодолении вызовов отрасли. Ясно, что для дальнейшего развития портовой отрасли необходимы проекты, направленные на их трансформацию и модернизацию, поэтому ЛАСК работает над развитием проектов новой инфраструктуры, над созданием новых услуг с добавленной стоимостью, а также обеспечивает экспорт из Латвии и стран Балтии через латвийские порты.
В ходе заседания его участники рассмотрели и обсудили восемь актуальных тем, связанных с портовым сектором, а представители Министерства транспорта, ГАО Latvijas Dzelzceļš, Латвийской морской администрации, Государственной службы окружающей среды, Таможенного управления СГД и Службы государственной погранохраны представили свое видение возможностей улучшения сотрудничества и связанных, на их взгляд, с транзитной отраслью вызовов.
Среди обсуждаемых вопросов были
такие существенные вопросы, как цифровые процессы в портовых терминалах, модернизация электронной Информационной системы международной грузовой логистики и портов (SKLOIS), а также введение вертикальной системы отсчета глубин Балтийского моря,
улучшение и ускорение таможенных процессов, энергетическое развитие в портах, урегулирование выдачи разрешений категорий A, B и C, введение и контроль за соблюдением санкций, финансовая поддержка для преодоления кризиса в отрасли и др.
Относительно финансовой поддержи актуальным для работающих в портах коммерсантов является вопрос о возможностях получения скидок, если объем переваливаемых в портах грузов продолжит сокращаться. Как известно, с 10 августа в Европейском союзе в силу вступает полный запрет на импорт российского угля (исключением является лишь транзит через Литву в Калининградскую область), при этом с российскими нефтепродуктами можно будет работать лишь до 4 декабря.
В связи с этим предприятия, занимающиеся перевалкой нефтепродуктов, оказываются в трудном положении, для решения которого необходимо прийти к общему знаменателю в том числе с госучреждениями. Как рассказал в интервью Kurzemes Televīzija председатель совета ЛАСК Арис Озолиньш, если потребуется, к поискам решения будут призваны также министерства транспорта, экономики и финансов.
С учетом введенных в отношении России и Беларуси санкций ЕС и США, ситуация в отрасли сейчас действительно непростая, однако предприниматели ищут возможности, как переориентироваться в данных рыночных условиях, и многие серьезные шаги уже сделаны. Например, ЛАСК как главная организация отрасли стивидорных услуг и транзита активно помогает создать новые возможности для диверсификации и развития компаний.
Транзитная отрасль даже в условиях сократившегося грузопотока за счет уплачиваемых налогов и уровня занятости вносит существенный вклад в латвийскую экономику.
Это подтверждают и таможенная статистика, согласно которой лишь в первом полугодии 2022 года экспорт товаров в третьи страны через порты Риги, Вентспилса и Лиепаи достиг 2,02 млрд евро (67,2% от общей стоимости экспорта). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился на 18,9%.
Увеличение импорта из третьих стран, по сравнению с первым полугодием предыдущего года, составил 52% и его статистическая ценность составила 1,27 млрд евро (39,8% от общей стоимости импорта). Следующее расширенное заседание совета ЛАСК состоится в Риге и будет проведено совместно с рижскими предпринимателями.