Линас Егелевичус специально для BNN
Поскольку Россия является ведущим мировым экспортером пшеницы, а в пятерку стран-экспортеров входит также Украина, перебои с логистикой из-за войны и санкций угрожают вызвать голод во многих странах Ближнего Востока и Африки с большим населением. Международные организации бьют в колокола, ищутся решения, как обойти заблокированные Россией порты Черного моря. С потенциальными решениями выступила Литва, предложившая перевозить зерно поездами в порты стран Балтии.
Из-за войны Украина не может отправить через свои порты около 20 млн тонн зерна из прошлогоднего урожая и в связи с этим попросила международной помощи. Учитывая остроту проблемы, Литва взяла на себя инициативу найти возможность в международном масштабе помочь Украине создать экстренные пути транзита зерна.
1-й вариант: эскорт судов на Черном море
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис 25 мая объявил, что Литва предложит создать группу активных стран, готовых помочь Украине экспортировать зерно через порт в Одессе. При любом плане экспорта зерна через Одессу грузовым судам придется идти мимо российских военных кораблей, которые в течение уже трех месяцев блокируют украинские морские пути.
На прошлой неделе во время посещения Лондона Ландсбергис обсудил идею с коллегой из Великобритании Лизой Трасс. Литовский министр также подчеркнул, что важно, чтобы не только НАТО и страны ЕС, но и те страны, которые нуждаются в зерне, точно знали, какова нынешняя ситуация.
«Цель — проинформировать страны Северной Африки, Ближнего Востока, региона Сахель о том, что их благополучие и доступность продовольствия зависит от проводимой [Россией] блокады и ее отмены»,
— пояснил он.
В понедельник, 30 мая, депутаты Парламентской ассамблеи НАТО встретились в Вильнюсе и призвали как можно скорее принять решение о транспортировке зерна и прочих продуктов из Украины, поскольку российская война против этого государства длится уже три месяца и конца конфликта не видно.
Украинские, испанские и британские депутаты подчеркивают, что неспособность найти решения может привести в нехватке продовольствия в Африке и на Ближнем Востоке, что может спровоцировать новые волны иммиграции. В конце мая исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бейсли предупредил, что
из-за блокады украинских портов может начаться голод, угрожающий жизням миллионов людей.
Следует также осознавать, что Черное море омывает берега Украины на юге, Россию и Грузию — с востока, Турцию — на севере, а Болгарию и Румынию — с запада. Сейчас Турция заблокировала вход военных кораблей в Черное море.
2-й вариант: поездом в балтийские порты
Литва предложила организовать перевозку грузов поездами из Украины через Польшу в Клайпедский порт как альтернативу экспорта по Черному морю через Одессу. Этот вариант не требует военного сопровождения грузов, однако трудности вызывает то, что ширина колеи в Польше отличается от колеи в Украине и Литве.
Также ввоз продовольственного сырья в Польшу затрудняют слишком высокие фитосанитарные требования, существенно тормозящие движение грузов.
Логичным решением могла бы стать перевозка украинского зерна в страны Балтии через Белоруссию, однако это требует политических решений и, несмотря существенную эффективность, это противоречит экономическим интересам Польши.
Украинско-польско-литовский путь уже прошел испытание. На прошлой неделе в Литву пришел второй железнодорожный состав с зерном из Украины. По прибытии в Клайпедский порт перевалку зерна осуществила одна из крупнейших в порту стивидорных компаний Bega. На литовской границе это практически происходило следующим образом. В понедельник поезд пришел на польско-литовскую границу, в Шештокай. Затем поезд нужно было перенаправить на литовскую ж/д колею, и во вторник поезд прибыл в Клайпеду.
Руководитель Bega Лаймонас Римкус отметил, что перевозить зерно через Белоруссию было бы лучше. «Выгода возникает, если процесс оптимизирован и все делается эффективно, очень быстро, с оптимальными ресурсами… Нам удобнее работать старым, привычным образом с теми вагонами под ширину литовской колеи, под которые подстроены все терминалы… Представьте, что за день мы переваливаем 1,8 тыс. тонн… В один день мы можем перевалить 26 тыс. тонн сельскохозяйственных культур! Это тот коммерческий режим, который нам выгоден», — прокомментировал руководитель стивидорской компании.
Читайте также: 98-й день войны в Украине: Германия и Великобритания обещают поставки ракет в Украину, захватчики взяли под контроль 70% Северодонецка
По словам исполнительного директора Клайпедского порта Альгиса Латакаса, перевозка зерна через Польшу «бесперспективна». По его словам, массовый поток грузов возможен только через Белоруссию. «Логично было бы обсудить создание гуманитарного коридора через Белоруссию. Белоруссия играет решающую роль в вопросе о транспортировке украинского зерна через Клайпедский порт. Тогда без дополнительных действий мы могли бы перевалить около шести миллионов тонн, возможно, даже до восьми или девяти миллионов», — сообщил Латакас литовским СМИ.
Торговые связи с Белоруссией Литва прервала после нападения России на Украину, которое частично было начато также с территории Белоруссии.
3-й вариант: отмена антироссийских санкций
Российские должностные лица указали, что готовы создать коридор для транспортировки продовольствия через Черное море, но при важном условии — в обмен на отмену Западом части введенных в отношении России санкций.
Ни Украина, ни ЕС на это не согласны, поскольку санкции вводились с целью вынудить Россию завершить войну.
Пока решение не найдено. Проблема с простоем украинского зерна сохраняется и в ближайшие недели она увеличится. Подсчитано, что Украина производит 10% от потребляемого в мире зерна, а также 50% круп и значительную часть мирового урожая подсолнечника, используемого для производства растительного масла. Через пару недель в Украине начнется сбор нового урожая, но еще не экспортированы миллионы тонн зерна прошлогоднего урожая.