bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Вторник 14.08.2018 | Именины: Zelma, Zemgus, Virma
LatviaЛатвия

Марис Бремзе: в Европе «велосипед» уже изобретен, нам надо лишь «перенять» его

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

На вентспилсском железнодорожном узле 13 апреля произошло в некотором смысле историческое событие: частный грузоперевозчик Baltijas Ekspresis доставил вагоны не только до 1-й вентспилсской станции, как раньше, но и до места выгрузки на частной инфраструктуре терминала. Почему это событие так важно и каково будущее железнодорожных перевозок, порталу  ventspilnieks.lv рассказал председатель правления АО Baltijas Ekspresis Марис Бремзе.

Маневровые локомотивы Baltijas Ekspresis уже 20 лет тянут составы поездов в сторону терминала и обратно на станцию. Что изменилось?

Нынешняя бизнес-модель была создана так, что Baltijas Ekspresis со своим локомотивом и своим машинистом эту работу выполняло под флагом Latvijas dzelzceļš (LDz). Мы просто оказывали тяговые услуги LDz, а после реорганизации LDz в 2007 году — дочернему предприятию LDz Cargo, то есть другому перевозчику. Однако законы, регламентирующие деятельность рынка ж/д перевозок, за эти годы изменились, в Евросоюзе (ЕС) рынок грузоперевозок открыт для свободной конкуренции еще с 2007 года. По сути, эти конкурентные возможности Латвии как члену ЕС надо было обеспечить еще десять лет назад. 34-я директива ЕС от 2012 года еще больше закрепила принципы свободного доступа и свободной конкуренции в том числе в сфере грузоперевозок в пределах ЕС.

Вы сказали, что возможности свободной конкуренции и свободного доступа определяют законы и политика ЕС, которые регламентируют железнодорожный транспорт.

В Евросоюзе изменения, регламентирующие железнодорожные перевозки, начались гораздо раньше, еще в конце 80-х годов прошлого века. В западноевропейских странах, как и в унаследованной нами от Советского союза железнодорожной системе, в то время царила железнодорожная монополия. Все рельсы, локомотивы, светофоры, вагоны, рабочие — все было в одних руках, сосредоточено в огромных государственных компаниях. С развитием рыночных отношений, в том числе и на рынке перевозок, быстро развивались и автотранспортные услуги. И эти принадлежавшие государству «динозавры», естественные железнодорожные монополисты больше не могли предлагать клиентам конкурентоспособные услуги, расходы на содержание железной дороги росли, а объемы перевозок снижались.

Это было одной из главных причин необходимости железнодорожной реформы. По сути, железные дороги стран ЕС в то время не могли предлагать на рынке перевозок ни конкурентоспособные услуги, ни какие-то креативные решения. Автотранспортные, авиационные компании, компании речного транспорта могли предлагать качественные услуги, удовлетворять рыночный спрос и элементарно обыгрывали государственных железнодорожных монополистов. Это, в свою очередь, создавало огромные проблемы, связанные с экологией и внешними издержками, на дорогах царили огромные заторы, при этом рельсы стояли неиспользованные.

Все эти огромные, неэффективные хозяйственные издержки на инфраструктуру ложились на плечи налогоплательщиков, и было ясно, что так продолжаться не может. Железную дорогу, которая фактически была параллельной сетью автотранспортной сети, нужно было нагружать и использовать. Поэтому во многих странах ЕС фактически уже с конца 80-х было принято решение об отделении железнодорожной инфраструктуры от коммерческой деятельности. Если точнее, то инфраструктура осталась у государства как естественная монополия, а коммерческая деятельность, перевозки были либерализованы и открыты для конкуренции.

На рынок ж/д перевозок мог прийти любой амбициозный игрок, способный оказывать услуги на этом рынке. С политической точки зрения, было убито сразу два зайца: с одной стороны, выросла нагрузка и эффективность использования государственной инфраструктуры, а с другой — уменьшилась часть издержек на содержание ж/д инфраструктуры, которая покрывалась из средств налогоплательщиков.

В Латвии этот вопрос в то время не был таким актуальным. Единственно было ясно, что после вступления в этот «клуб джентельменов» — Евросоюз появятся новые правила игры, которые должны соблюдать все. Законодательство, регламентирующее ж/д транспорт пришлось изменить так, чтобы мы все могли применять соответствующие директивы и регламенты ЕС. Но при этом модель железнодорожного бизнеса не менялась и опиралась на грузопотоки с территории бывшего Советского союза в латвийские порты. Эта ситуация годами эксплуатировалась, не было создано ничего нового. В итоге сейчас, когда эта модель бизнеса не работает, огромного грузопотока больше нет, мы находимся в такой же ситуации, в какой были многие европейские страны в конце 80-х.

Получается, что мы отстали от старых европейских стран лет на 30.

Именно так. Сейчас нам надо понять, что делать. У нас дорогая сеть ж/д инфраструктуры, в ж/д системе работает огромное количество трудоспособных людей страны. И на данный момент Латвии надо решать ту же самую проблему, какую приходилось решать европейским политикам 30 лет назад. Ситуация аналогичная: перевозок нет, инфраструктура есть, также есть большое число занятых в отрасли. Теперь надо думать, как это все сбалансировать. Европейским решением были конкуренция, свободный рынок, свободный доступ к инфраструктуре, одинаковые для всех правила игры, все работают, и частному перевозчику есть место на этом рынке перевозок, где они создают какую-то креативную бизнес-модель, которая все-таки конкурентоспособная, создает добавленную стоимость.

<…>

Не надо изобретать велосипед, надо использовать тот рецепт, который в свое время успешно применялся для «лечения» железных дорог европейских стран. Только таким образом можно попытаться спасти эту отрасль. В противном случае нет повода для оптимизма, отрасль продолжит сталкиваться с нескончаемыми проблемами, для решения которых надо будет тратить все больше денег налогоплательщиков. Потому что больше не будет тех грузопотоков с востока в таком количестве, чтобы прокормить всю ж/д и транзитную отрасль. Ситуация изменилась, и старая модель бизнеса уже не работает.


Добавить комментарий

Латвия поддерживает отказ от перевода стрелок часов два раза в год

Кабинет министров во вторник, 14 августа, поддержал подготовленную Министерством экономики национальную позицию, которая предусматривает прекращение перевода стрелок часов два раза в год и оставление летнего времени.

Выборы в 13-й Сейм: остался месяц до конца записи на голосование по почте

До 14 августа избиратели, находящиеся за рубежом, могут воспользоваться возможностью записи на голосование по почте на выборах в 13-й Сейм, которые будут проходить 6 октября, говорят в Центральной избирательной комиссии.

В латвийских местах размещения туристов обслужено на 11,3% больше гостей

По последним данным Центрального статистического управления, во втором квартале этого года в латвийских местах размещения туристов было обслужено 772,3 тыс. гостей, что на 11,3% больше, чем в том же периоде прошлого года.

Во время праздника Риги ограничат движение

Во время праздника Риги значительно ограничат движение по центральным улицам города. Уже с 5:00 часов 16 августа до 15:00 часов 20 августа закроют движение по набережной 11 ноября на участке от Каменного моста до ул. Муйтас (в том числе для велорикш, электромобилей и лошадиных упряжек).

В конце августа начнутся военные учения Namejs

С 20 августа до 2 сентября по всей Латвии будут проходить военные учения Namejs 2018, чтобы проверить и улучшить готовность НВС к выполнению задач по государственной обороне как самостоятельно, так и в рамках системы коллективной обороны.

Неплатежеспособное АО Tosmares kuģubūvētava уволит часть работников

Признанная неплатежеспособной судостроительная компания Tosmares kuģubūvētava планирует уволить работников, сообщает телекомпания Latvijas Televīzija.

Вопрос финансирования партий как горячая картошка

Вопрос финансирования партий полностью из госбюджета как горячая картошка, которую политики годами перебрасывают в руках. Латвийские партии в плане государственного финансирования сейчас находятся в роли пасынков не только в Балтии, но и во всей Европе. Если эстонские партии в 2015 году поделили между собой 5 400 000 евро, литовские политические силы – 5 800 000 евро, то латвийским партиям полагалось из госбюджета всего 612 398 евро.

Полиция Франции остановила экспедицию латвийцев на Монблан

Французская полиция остановила альпинистов из Латвии, которые хотели подняться на Монблан и установить латвийский флаг, сообщает газета The Times.

Ашераденс: план Минэкономики по отказу от OIK - не лучшее решение

Предложение Министерства экономики за три года отказаться от OIK-платежа (компонент обязательной закупки - OIK) – не лучшее решение, подчеркнул на заседании Кабинета министров глава ведомства Арвилс Ашераденс.

Объем строительства во втором квартале вырос на 31,6%

По данным Центрального статистического управления, во втором квартале объем продукции строительства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 31,6%.

Начальнику ГПСС снизили зарплату за служебное нарушение

Начальник Государственной пожарно-спасательной службы Оскарс Аболиньш получил дисциплинарное наказание — сокращение месячной зарплаты — за наличие охотничьего клуба в пожарном депо в Кейпене Огрского края.

Опрос от банка SEB: 40% молодежи хотят заниматься бизнесом

Среди латвийской молодежи по сравнению с литовской и эстонской больше желающих связать свою жизнь с предпринимательской деятельностью. Начать свой бизнес в будущем планируют 36% латвийцев в возрасте от 18 до 25 лет.

ЦГЯ о госязыке: в госуправлении видно желание понравиться коммерсантам

В государственном управлении иногда заметно желание понравиться предпринимателям, иностранцам и инвесторам в вопросе о госязыке, давая им дополнительные свободы, сказал в интервью телепередаче 900 sekundes директор Центра государственного языка Марис Балтиньш.

airBaltic: летом 7–8% самолетов заполняются полностью

В летние месяцы 7-8% самолетов латвийской авиакомпании airBaltic заполняются полностью, рассказывает исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс.

Baltcom: в будущем объединение LMT и Lattelecom неизбежно

В будущем объединение оператора мобильной связи Latvijas mobilais telefons и телекоммуникационного предприятия Lattelecom неизбежно, говорит руководитель оператора кабельного телевидения Baltcom Николя Буассен.

Синоптики обещают умеренно теплую погоду и частые дожди

В понедельник, 13 августа, с востока усилится небольшое ответвление высокого давления, поэтому осадки на большей части территории прекратятся. Во вторник ночью местами возможен туман.

Обзор недели от BNN: Упреки в адрес НГО. «Европейская точка «G». Ошибочный пуск ракеты над Эстонией

BNN предлагает обзор наиболее актуальных тем и примечательных событий уходящей недели.

Неделя в Литве. Клайпедский порт подал в суд на бывшего гендиректора

Клайпедский порт подал иск на 1,9 млн евро к Эугениюсу Гентвиласу, бывшему гендиректору Клайпедского порта, а ныне парламентарию и председателю партии «Движение либералов».

Почти 30% клещей заражены возбудителями болезни Лайма

Из 198 проверенных в Латвийском центре инфектологии клещей 56 или 28,3% оказались заражены возбудителями болезни Лайма — боррелиями.

Омбудсмен упрекает отдельные НГО в подаче неточной информации

Отдельные негосударственные организации подают неточную и даже неверную информацию Комитету ООН по ликвидации расовой дискриминации и, возможно, сознательно дискредитируют Латвию, считает омбудсмен Юрис Янсонс.