bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Пятница 17.08.2018 | Именины: Oļegs, Vineta
LatviaЛатвия

Марис Бремзе: в Европе «велосипед» уже изобретен, нам надо лишь «перенять» его

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

На вентспилсском железнодорожном узле 13 апреля произошло в некотором смысле историческое событие: частный грузоперевозчик Baltijas Ekspresis доставил вагоны не только до 1-й вентспилсской станции, как раньше, но и до места выгрузки на частной инфраструктуре терминала. Почему это событие так важно и каково будущее железнодорожных перевозок, порталу  ventspilnieks.lv рассказал председатель правления АО Baltijas Ekspresis Марис Бремзе.

Маневровые локомотивы Baltijas Ekspresis уже 20 лет тянут составы поездов в сторону терминала и обратно на станцию. Что изменилось?

Нынешняя бизнес-модель была создана так, что Baltijas Ekspresis со своим локомотивом и своим машинистом эту работу выполняло под флагом Latvijas dzelzceļš (LDz). Мы просто оказывали тяговые услуги LDz, а после реорганизации LDz в 2007 году — дочернему предприятию LDz Cargo, то есть другому перевозчику. Однако законы, регламентирующие деятельность рынка ж/д перевозок, за эти годы изменились, в Евросоюзе (ЕС) рынок грузоперевозок открыт для свободной конкуренции еще с 2007 года. По сути, эти конкурентные возможности Латвии как члену ЕС надо было обеспечить еще десять лет назад. 34-я директива ЕС от 2012 года еще больше закрепила принципы свободного доступа и свободной конкуренции в том числе в сфере грузоперевозок в пределах ЕС.

Вы сказали, что возможности свободной конкуренции и свободного доступа определяют законы и политика ЕС, которые регламентируют железнодорожный транспорт.

В Евросоюзе изменения, регламентирующие железнодорожные перевозки, начались гораздо раньше, еще в конце 80-х годов прошлого века. В западноевропейских странах, как и в унаследованной нами от Советского союза железнодорожной системе, в то время царила железнодорожная монополия. Все рельсы, локомотивы, светофоры, вагоны, рабочие — все было в одних руках, сосредоточено в огромных государственных компаниях. С развитием рыночных отношений, в том числе и на рынке перевозок, быстро развивались и автотранспортные услуги. И эти принадлежавшие государству «динозавры», естественные железнодорожные монополисты больше не могли предлагать клиентам конкурентоспособные услуги, расходы на содержание железной дороги росли, а объемы перевозок снижались.

Это было одной из главных причин необходимости железнодорожной реформы. По сути, железные дороги стран ЕС в то время не могли предлагать на рынке перевозок ни конкурентоспособные услуги, ни какие-то креативные решения. Автотранспортные, авиационные компании, компании речного транспорта могли предлагать качественные услуги, удовлетворять рыночный спрос и элементарно обыгрывали государственных железнодорожных монополистов. Это, в свою очередь, создавало огромные проблемы, связанные с экологией и внешними издержками, на дорогах царили огромные заторы, при этом рельсы стояли неиспользованные.

Все эти огромные, неэффективные хозяйственные издержки на инфраструктуру ложились на плечи налогоплательщиков, и было ясно, что так продолжаться не может. Железную дорогу, которая фактически была параллельной сетью автотранспортной сети, нужно было нагружать и использовать. Поэтому во многих странах ЕС фактически уже с конца 80-х было принято решение об отделении железнодорожной инфраструктуры от коммерческой деятельности. Если точнее, то инфраструктура осталась у государства как естественная монополия, а коммерческая деятельность, перевозки были либерализованы и открыты для конкуренции.

На рынок ж/д перевозок мог прийти любой амбициозный игрок, способный оказывать услуги на этом рынке. С политической точки зрения, было убито сразу два зайца: с одной стороны, выросла нагрузка и эффективность использования государственной инфраструктуры, а с другой — уменьшилась часть издержек на содержание ж/д инфраструктуры, которая покрывалась из средств налогоплательщиков.

В Латвии этот вопрос в то время не был таким актуальным. Единственно было ясно, что после вступления в этот «клуб джентельменов» — Евросоюз появятся новые правила игры, которые должны соблюдать все. Законодательство, регламентирующее ж/д транспорт пришлось изменить так, чтобы мы все могли применять соответствующие директивы и регламенты ЕС. Но при этом модель железнодорожного бизнеса не менялась и опиралась на грузопотоки с территории бывшего Советского союза в латвийские порты. Эта ситуация годами эксплуатировалась, не было создано ничего нового. В итоге сейчас, когда эта модель бизнеса не работает, огромного грузопотока больше нет, мы находимся в такой же ситуации, в какой были многие европейские страны в конце 80-х.

Получается, что мы отстали от старых европейских стран лет на 30.

Именно так. Сейчас нам надо понять, что делать. У нас дорогая сеть ж/д инфраструктуры, в ж/д системе работает огромное количество трудоспособных людей страны. И на данный момент Латвии надо решать ту же самую проблему, какую приходилось решать европейским политикам 30 лет назад. Ситуация аналогичная: перевозок нет, инфраструктура есть, также есть большое число занятых в отрасли. Теперь надо думать, как это все сбалансировать. Европейским решением были конкуренция, свободный рынок, свободный доступ к инфраструктуре, одинаковые для всех правила игры, все работают, и частному перевозчику есть место на этом рынке перевозок, где они создают какую-то креативную бизнес-модель, которая все-таки конкурентоспособная, создает добавленную стоимость.

<…>

Не надо изобретать велосипед, надо использовать тот рецепт, который в свое время успешно применялся для «лечения» железных дорог европейских стран. Только таким образом можно попытаться спасти эту отрасль. В противном случае нет повода для оптимизма, отрасль продолжит сталкиваться с нескончаемыми проблемами, для решения которых надо будет тратить все больше денег налогоплательщиков. Потому что больше не будет тех грузопотоков с востока в таком количестве, чтобы прокормить всю ж/д и транзитную отрасль. Ситуация изменилась, и старая модель бизнеса уже не работает.


Добавить комментарий

В июле инфляция в Латвии превышала среднюю в ЕС и еврозоне

По данным Eurostat, в июле этого года инфляция в Латвии превышала среднюю в Евросоюзе (ЕС) и еврозоне. В июле годовая инфляция в Латвии составляла 2,7%. Такой же уровень был и в Бельгии. Более высокая, чем в Латвии, инфляция была в Румынии (4,3%), Болгарии (3,6%), Венгрии (3,4%) и Эстонии (3,3%).

На рынке Латвии растет объем импортируемого молока

Доля местного молока на рынке Латвии снижается и существенно растет объем импортируемого, признается председатель правления Латвийского центрального союза молокопереработчиков Янис Шолкс.

Из партийных списков вычеркнуты семеро кандидатов в депутаты

Центральная избирательная комиссия сегодня приняла решение вычеркнуть из партийных списков семерых судимых кандидатов в депутаты, а по поводу еще одного кандидата решение будет принято на следующем заседании.

ГАЗ приглашает работодателей записаться на создание субсидируемых вакансий

До 27 августа в 15 филиалах Государственного агентства занятости работодатели могут записаться на создание субсидируемых рабочих мест в рамках программы Европейского социального фонда «Субсидируемые рабочие места для безработных».

Аэропорт Рига завершил первое полугодие с 13%-ростом оборота

Международный аэропорт Рига завершил первое полугодие с 13%-ростом оборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, указано в неаудированном сокращенном отчете за 6-месячный период до 30 июня текущего года.

Объявлен новый конкурс на должность гендиректора СГД

Государственная канцелярия объявила открытый конкурс на должность гендиректора Службы государственных доходов. Запись претендентов заканчивается 14 сентября.

Производство спирта в Латвии в первом полугодии снизилось на 13,8%

По данным Службы государственных доходов, в первом полугодии объем произведенного в Латвии спирта снизился на 13,8%. В целом спирт в первом полугодии в Латвии произведен в объеме 6,494 млн л абсолютного алкоголя, что на 1,544 млн л меньше, чем в первом полугодии прошлого года.

«Согласию» придется включить в свои предвыборные расходы раздачу хлеба в кебабной

Партия «Согласие» должна будет включить в свои предвыборные расходы те средства, которые потрачены ее кандидатом в депутаты на раздачу пенсионерам бесплатного хлеба в кебабной в Болдерае, сообщает новостная телепередача TV3 ziņas.

На выходных будет тепло, местами даже жарко

В пятницу, 17 августа, будет переменная облачность, без существенных осадков. Во второй половине ночи и утром в отдельных районах при слабом ветре появится туман. Днем максимальная температура составит +22…+26 градусов, а ночью воздух остынет до +11…+16 градусов, передает Центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

30 августа открывается первый в Латвии магазин IKEA

Первый в Латвии магазин шведской компании по продаже товаров для обустройства дома IKEA откроется 30 августа.

Eurostat: в январе-июне в Латвии был среднебыстрый рост экспорта

По данным Eurostat, в Латвии в первые полгода по сравнению с тем же периодом прошлого года был среднебыстрый рост экспорта среди стран Евросоюза.

46,6% женщин, родивших в прошлом году, имели высшее образование

По данным Центрального статистического управления, в прошлом году в Латвии родилось 20 828 детей. Почти у половины (46,6%) или 9 703 матерей было высшее образование (в 2016 году – 46%), у  7 229 или 34,7% - среднее или среднее профессиональное образование (в 2016 году – 34,5%).

Объем подписанных страховщиками Латвии премий в I кв. вырос на 18,6%

По данным Латвийской ассоциации страховщиков, в первом полугодии страховые общества Латвии подписали брутто-премии на 255,763 млн евро, что на 18,6% больше, чем в том же периоде прошлого года, а объем выплаченных компенсаций вырос на 9,1% и достиг 145,277 млн евро.

Ланцманис: Рундальским замком надо управлять согласно прежним установкам

Музеем Рундальского замка надо продолжать управлять согласно уже выдвинутым установкам и идеалам, говорит многолетний руководитель музея Имантс Ланцманис. В конце этого года он покинет свою должность, чтобы уйти на пенсию.

Названы лучшие школы, вошедшие в «Звездный рейтинг»

Первое место «Звездного рейтинга» этого года снова занимает Рижская государственная гимназия №1, на втором месте расположилась Даугавпилсская русская средняя школа-лицей, а на третьем — Рижская государственная гимназия №2.

Возвращены активы ABLV Bank в размере 21,052 млн евро

Ликвидаторы ABLV Bank в июле вернули активы в размере 21,052 млн евро. С выданных кредитов возвращено 11,602 млн евро, с возвращенных/проданных ценных бумаг – 7,644 млн евро, с займов кредитным учреждениям – 1,792 млн евро, с продажи движимого и прочего имущества – 14 тыс. евро.

Пособия по 100 евро планируют выплатить политрепрессированным

В год столетия Латвии политически репрессированным планируют выплатить единоразовое пособие в размере 100 евро, сообщил пресс-секретарь премьер-министра Андрейс Вайварс.

Онколог о легализации марихуаны в Латвии: обществу еще нужно дорасти

Марихуана может пригодиться в медицине, но чтобы ее легализовать для лечения, латвийскому обществу нужно еще немного дорасти, считает руководитель Латвийской ассоциации онкологов Янис Эглитис.

АЧС выявлена у четырех свиней в Заньской волости Салдусского края

Африканская чума свиней обнаружена в Земгали Заньской волости Салдусского края. Заболевание вспыхнуло в хозяйстве с четырьмя свиньями.

Положен символический рельс на участке Мажейкяй-Реньге

Генеральный директор литовской Lietuvos geležinkeliai М. Бартушка и руководитель польского нефтяного концерна Orlen Даниэль Обайтек положили символический рельс в восстанавливаемый участок железной дороги между принадлежащим Orlen Lietuva Мажейкяйским НПЗ в Литве и Реньге в Латвии.