bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Понедельник 25.03.2019 | Именины: Māra, Marita, Mārīte
LatviaЛатвия

Марис Бремзе: в Европе «велосипед» уже изобретен, нам надо лишь «перенять» его

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

На вентспилсском железнодорожном узле 13 апреля произошло в некотором смысле историческое событие: частный грузоперевозчик Baltijas Ekspresis доставил вагоны не только до 1-й вентспилсской станции, как раньше, но и до места выгрузки на частной инфраструктуре терминала. Почему это событие так важно и каково будущее железнодорожных перевозок, порталу  ventspilnieks.lv рассказал председатель правления АО Baltijas Ekspresis Марис Бремзе.

Маневровые локомотивы Baltijas Ekspresis уже 20 лет тянут составы поездов в сторону терминала и обратно на станцию. Что изменилось?

Нынешняя бизнес-модель была создана так, что Baltijas Ekspresis со своим локомотивом и своим машинистом эту работу выполняло под флагом Latvijas dzelzceļš (LDz). Мы просто оказывали тяговые услуги LDz, а после реорганизации LDz в 2007 году — дочернему предприятию LDz Cargo, то есть другому перевозчику. Однако законы, регламентирующие деятельность рынка ж/д перевозок, за эти годы изменились, в Евросоюзе (ЕС) рынок грузоперевозок открыт для свободной конкуренции еще с 2007 года. По сути, эти конкурентные возможности Латвии как члену ЕС надо было обеспечить еще десять лет назад. 34-я директива ЕС от 2012 года еще больше закрепила принципы свободного доступа и свободной конкуренции в том числе в сфере грузоперевозок в пределах ЕС.

Вы сказали, что возможности свободной конкуренции и свободного доступа определяют законы и политика ЕС, которые регламентируют железнодорожный транспорт.

В Евросоюзе изменения, регламентирующие железнодорожные перевозки, начались гораздо раньше, еще в конце 80-х годов прошлого века. В западноевропейских странах, как и в унаследованной нами от Советского союза железнодорожной системе, в то время царила железнодорожная монополия. Все рельсы, локомотивы, светофоры, вагоны, рабочие — все было в одних руках, сосредоточено в огромных государственных компаниях. С развитием рыночных отношений, в том числе и на рынке перевозок, быстро развивались и автотранспортные услуги. И эти принадлежавшие государству «динозавры», естественные железнодорожные монополисты больше не могли предлагать клиентам конкурентоспособные услуги, расходы на содержание железной дороги росли, а объемы перевозок снижались.

Это было одной из главных причин необходимости железнодорожной реформы. По сути, железные дороги стран ЕС в то время не могли предлагать на рынке перевозок ни конкурентоспособные услуги, ни какие-то креативные решения. Автотранспортные, авиационные компании, компании речного транспорта могли предлагать качественные услуги, удовлетворять рыночный спрос и элементарно обыгрывали государственных железнодорожных монополистов. Это, в свою очередь, создавало огромные проблемы, связанные с экологией и внешними издержками, на дорогах царили огромные заторы, при этом рельсы стояли неиспользованные.

Все эти огромные, неэффективные хозяйственные издержки на инфраструктуру ложились на плечи налогоплательщиков, и было ясно, что так продолжаться не может. Железную дорогу, которая фактически была параллельной сетью автотранспортной сети, нужно было нагружать и использовать. Поэтому во многих странах ЕС фактически уже с конца 80-х было принято решение об отделении железнодорожной инфраструктуры от коммерческой деятельности. Если точнее, то инфраструктура осталась у государства как естественная монополия, а коммерческая деятельность, перевозки были либерализованы и открыты для конкуренции.

На рынок ж/д перевозок мог прийти любой амбициозный игрок, способный оказывать услуги на этом рынке. С политической точки зрения, было убито сразу два зайца: с одной стороны, выросла нагрузка и эффективность использования государственной инфраструктуры, а с другой — уменьшилась часть издержек на содержание ж/д инфраструктуры, которая покрывалась из средств налогоплательщиков.

В Латвии этот вопрос в то время не был таким актуальным. Единственно было ясно, что после вступления в этот «клуб джентельменов» — Евросоюз появятся новые правила игры, которые должны соблюдать все. Законодательство, регламентирующее ж/д транспорт пришлось изменить так, чтобы мы все могли применять соответствующие директивы и регламенты ЕС. Но при этом модель железнодорожного бизнеса не менялась и опиралась на грузопотоки с территории бывшего Советского союза в латвийские порты. Эта ситуация годами эксплуатировалась, не было создано ничего нового. В итоге сейчас, когда эта модель бизнеса не работает, огромного грузопотока больше нет, мы находимся в такой же ситуации, в какой были многие европейские страны в конце 80-х.

Получается, что мы отстали от старых европейских стран лет на 30.

Именно так. Сейчас нам надо понять, что делать. У нас дорогая сеть ж/д инфраструктуры, в ж/д системе работает огромное количество трудоспособных людей страны. И на данный момент Латвии надо решать ту же самую проблему, какую приходилось решать европейским политикам 30 лет назад. Ситуация аналогичная: перевозок нет, инфраструктура есть, также есть большое число занятых в отрасли. Теперь надо думать, как это все сбалансировать. Европейским решением были конкуренция, свободный рынок, свободный доступ к инфраструктуре, одинаковые для всех правила игры, все работают, и частному перевозчику есть место на этом рынке перевозок, где они создают какую-то креативную бизнес-модель, которая все-таки конкурентоспособная, создает добавленную стоимость.

<…>

Не надо изобретать велосипед, надо использовать тот рецепт, который в свое время успешно применялся для «лечения» железных дорог европейских стран. Только таким образом можно попытаться спасти эту отрасль. В противном случае нет повода для оптимизма, отрасль продолжит сталкиваться с нескончаемыми проблемами, для решения которых надо будет тратить все больше денег налогоплательщиков. Потому что больше не будет тех грузопотоков с востока в таком количестве, чтобы прокормить всю ж/д и транзитную отрасль. Ситуация изменилась, и старая модель бизнеса уже не работает.


Добавить комментарий

Во второй половине недели потеплеет до +15 градусов

В начале недели под влиянием циклона на всей территории страны ожидаются осадки, небо в основном будет облачным. Однако во второй половине недели столбик термометра не опустится ниже нуля градусов, воздух потеплеет — в дневное время прогреется до +15 градусов, прогнозирует Латвийский центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

Здания, которые действуют на нервы, или Будущее рижских аварийных домов

В настоящее время в Риге много пустых зданий, хотя у рижских аварийных домов есть возможность получить вторую жизнь. Во-первых, проект Rail Baltica может основательно поменять ситуацию с рабочими местами в самом центре города. Планировщиков и девелоперов впереди ждет много сложных задач, так как в будущем все больше людей будут стремиться жить в центральных районах Риги, рассказывает в беседе с BNN о рижских аварийных домах и возможностях снова ими управлять главный архитектор Риги Гвидо Принцис.

Обзор недели от BNN: Закрытие игровых залов. Последний шанс Ушакова. Бюджет 2019

На уходящей неделе в Латвии произошло много примечательных событий — самоуправление намерено закрыть игровые залы по всей Риге, в первом чтении одобрен проект бюджета на 2019 год. Кроме того, политики назначили нового руководителя Центральной избирательной комиссии.

Эстонский министр: отрицание ущерба от оккупационного строя − то же что отрицание факта оккупации

Отрицание ущерба от оккупации СССР —  все равно что отрицание факта оккупации, заявил в пятницу, 22 марта министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу, выступая на конференции «Осознание ущерба, причиненного оккупационным режимом СССР в Балтии».

Латвия намерена отказаться от системы двух «корзин» в здравоохранении

Поправки в Закон о финансирования здравоохранения будут разработаны и приняты в Сейме до 1 июля, чтобы они могли вступить в силу с 1 января 2020 года. Об этом сегодня сообщила министр здравоохранения Илзе Винькеле.

Тема абортов усложняет формирование правительства Эстонии

Ведущие члены Консервативной народной партии Эстонии сравнили аборты с детоубийством. Это вызвало критику со стороны правящей Центристской партии, которая сейчас ведет переговоры с EKRE о формировании правительства.

В Рижской думе планируют создать еще одну должность вице-мэра

Комитет Рижской думы по финансовым и административным делам сегодня поддержал поправки к уставу самоуправления, предусматривающие создание в Рижской думе второй должности вице-мэра.

В прошлом году в Латвии сократилась численность сельхозживотных

Поголовье крупного рогатого скота в Латвии в прошлом году по сравнению с позапрошлым снизилось на 10,5 тыс. или 2,6%. Поголовье дойных коров сократилось на 5,9 тыс. или 3,9%. Такие предварительные данные приводит Центральное статистическое управление.

Маас предложил сократить финансирование стран, нарушающих ценности ЕС

Министр иностранных дел Германии Хейко Маас указал, что Европейскому союзу следует сократить финансирование и ввести ограничения в отношении стран-участниц, которые в своем законодательстве нарушают основные ценности блока.

Домбровскис о введении рекомендаций ЕК: у Латвии ограниченный прогресс

У Латвии ограниченный прогресс по внедрению рекомендаций Еврокомиссии, хотя он не выделяется на общем фоне Евросоюза, так как у многих стран прогресс небольшой или ограниченный, сказал зампредседателя ЕК Валдис Домбровскис на совместном заседании комиссий Сейма по европейским вопросам и социальным и трудовым вопросам.

Дума объявила новый конкурс на отбор кандидатов в совет Rīgas satiksme

Департамент имущества Рижской думы объявил новую закупку в соответствии с 9-й статьей закона «О публичных закупках» об оказании услуг по отбору персонала для отбора кандидатов в члены совета муниципального предприятия Rīgas satiksme.

Зарплаты соцработников вырастут в среднем на 145 евро

С 1 апреля на зарплаты работников Государственного центра социального ухода дополнительно будет выделено 4,8 млн евро, что позволит поднять зарплаты в среднем на 145 евро в месяц.

У 40% британцев Brexit вызывает чувствово злости и бессилия

Опрос о влиянии выхода Великобритании на душевное состояние жителей острова показал, что за последние 12 месяцев у около 40% взрослых жителей страны процесс «брэкзита» вызвал такие чувства, как бессилие, злость и беспокойство.

Минобороны Латвии аккредитовало румынского атташе по обороне

Министерство обороны Латвии аккредитовало румынского военного атташе полковника Драгоша Флореа, сообщает старший референт пресс-отдела Вита Бриже.

Миноритарных акционеров Olainfarm приглашают на собрание акционеров

Сонаследница имущества Валерия Малыгина Ника Савельева и Сигне Балдере-Силдедзе, мать Анны Эмилии Малыгиной и по совместительству ее опекун, призывают миноритарных акционеров явиться 1 апреля на внеочередное собрание акционеров АО Olainfarm, проявить активность и выдвинуть свои кандидатуры в совет.

В комиссию Сейма поступило почти 150 предложений по госбюджету на 2019 год

Бюджетно-финансовая комиссия Сейма получила почти 150 предложений по проекту государственного бюджета на 2019 год и сопроводительным законопроектам, которые будут рассматриваться во втором чтении, сообщает пресс-служба Сейма.

Ассоциация: Латвия - лидер Балтии по новым случаям выявления ВИЧ

В прошлом году в Латвии было зарегистрировано 326 новых случаев выявления ВИЧ, сообщает Центр профилактики и контроля заболеваний.

Более 2 млрд человек до сих пор ежедневно нуждаются в чистой воде

Более двух миллиардов людей по всему миру до сих пор не имеют ежедневного доступа к чистой воде, к тому же ежегодно увеличивается число конфликтов, вызванных ограниченной доступностью чистой воды. Об этом говорится новейшем докладе Организации Объединенных Наций «Никто не обойден вниманием», который опубликован ко Всемирному дню воды 22 марта.

ЕС готов к отсрочке «Брекзита» до 12 апреля или 22 мая

Евросоюз дал Великобритании еще две недели, чтобы принять соглашение о выходе из ЕС. Если британский парламент отклонит его и в третий раз, тогда стране придется выходить 12 апреля либо просить о значительном продлении процесса и обосновать такую необходимость.

Дума планирует взять заем у государства 14,23 млн евро на ремонт улицы Краста и моста Брасас

Рижская дума планирует взять заем из государственной кассы в размере 14,23 млн евро на ремонт улицы Краста и на перестройку моста Брасас, свидетельствуют документы, добавленные в повестку дня комитета Рижской думы по финансовым и административным делам.