bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Суббота 17.11.2018 | Именины: Uga, Hugo, Uģis
LatviaЛатвия

Марис Бремзе: в Европе «велосипед» уже изобретен, нам надо лишь «перенять» его

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

На вентспилсском железнодорожном узле 13 апреля произошло в некотором смысле историческое событие: частный грузоперевозчик Baltijas Ekspresis доставил вагоны не только до 1-й вентспилсской станции, как раньше, но и до места выгрузки на частной инфраструктуре терминала. Почему это событие так важно и каково будущее железнодорожных перевозок, порталу  ventspilnieks.lv рассказал председатель правления АО Baltijas Ekspresis Марис Бремзе.

Маневровые локомотивы Baltijas Ekspresis уже 20 лет тянут составы поездов в сторону терминала и обратно на станцию. Что изменилось?

Нынешняя бизнес-модель была создана так, что Baltijas Ekspresis со своим локомотивом и своим машинистом эту работу выполняло под флагом Latvijas dzelzceļš (LDz). Мы просто оказывали тяговые услуги LDz, а после реорганизации LDz в 2007 году — дочернему предприятию LDz Cargo, то есть другому перевозчику. Однако законы, регламентирующие деятельность рынка ж/д перевозок, за эти годы изменились, в Евросоюзе (ЕС) рынок грузоперевозок открыт для свободной конкуренции еще с 2007 года. По сути, эти конкурентные возможности Латвии как члену ЕС надо было обеспечить еще десять лет назад. 34-я директива ЕС от 2012 года еще больше закрепила принципы свободного доступа и свободной конкуренции в том числе в сфере грузоперевозок в пределах ЕС.

Вы сказали, что возможности свободной конкуренции и свободного доступа определяют законы и политика ЕС, которые регламентируют железнодорожный транспорт.

В Евросоюзе изменения, регламентирующие железнодорожные перевозки, начались гораздо раньше, еще в конце 80-х годов прошлого века. В западноевропейских странах, как и в унаследованной нами от Советского союза железнодорожной системе, в то время царила железнодорожная монополия. Все рельсы, локомотивы, светофоры, вагоны, рабочие — все было в одних руках, сосредоточено в огромных государственных компаниях. С развитием рыночных отношений, в том числе и на рынке перевозок, быстро развивались и автотранспортные услуги. И эти принадлежавшие государству «динозавры», естественные железнодорожные монополисты больше не могли предлагать клиентам конкурентоспособные услуги, расходы на содержание железной дороги росли, а объемы перевозок снижались.

Это было одной из главных причин необходимости железнодорожной реформы. По сути, железные дороги стран ЕС в то время не могли предлагать на рынке перевозок ни конкурентоспособные услуги, ни какие-то креативные решения. Автотранспортные, авиационные компании, компании речного транспорта могли предлагать качественные услуги, удовлетворять рыночный спрос и элементарно обыгрывали государственных железнодорожных монополистов. Это, в свою очередь, создавало огромные проблемы, связанные с экологией и внешними издержками, на дорогах царили огромные заторы, при этом рельсы стояли неиспользованные.

Все эти огромные, неэффективные хозяйственные издержки на инфраструктуру ложились на плечи налогоплательщиков, и было ясно, что так продолжаться не может. Железную дорогу, которая фактически была параллельной сетью автотранспортной сети, нужно было нагружать и использовать. Поэтому во многих странах ЕС фактически уже с конца 80-х было принято решение об отделении железнодорожной инфраструктуры от коммерческой деятельности. Если точнее, то инфраструктура осталась у государства как естественная монополия, а коммерческая деятельность, перевозки были либерализованы и открыты для конкуренции.

На рынок ж/д перевозок мог прийти любой амбициозный игрок, способный оказывать услуги на этом рынке. С политической точки зрения, было убито сразу два зайца: с одной стороны, выросла нагрузка и эффективность использования государственной инфраструктуры, а с другой — уменьшилась часть издержек на содержание ж/д инфраструктуры, которая покрывалась из средств налогоплательщиков.

В Латвии этот вопрос в то время не был таким актуальным. Единственно было ясно, что после вступления в этот «клуб джентельменов» — Евросоюз появятся новые правила игры, которые должны соблюдать все. Законодательство, регламентирующее ж/д транспорт пришлось изменить так, чтобы мы все могли применять соответствующие директивы и регламенты ЕС. Но при этом модель железнодорожного бизнеса не менялась и опиралась на грузопотоки с территории бывшего Советского союза в латвийские порты. Эта ситуация годами эксплуатировалась, не было создано ничего нового. В итоге сейчас, когда эта модель бизнеса не работает, огромного грузопотока больше нет, мы находимся в такой же ситуации, в какой были многие европейские страны в конце 80-х.

Получается, что мы отстали от старых европейских стран лет на 30.

Именно так. Сейчас нам надо понять, что делать. У нас дорогая сеть ж/д инфраструктуры, в ж/д системе работает огромное количество трудоспособных людей страны. И на данный момент Латвии надо решать ту же самую проблему, какую приходилось решать европейским политикам 30 лет назад. Ситуация аналогичная: перевозок нет, инфраструктура есть, также есть большое число занятых в отрасли. Теперь надо думать, как это все сбалансировать. Европейским решением были конкуренция, свободный рынок, свободный доступ к инфраструктуре, одинаковые для всех правила игры, все работают, и частному перевозчику есть место на этом рынке перевозок, где они создают какую-то креативную бизнес-модель, которая все-таки конкурентоспособная, создает добавленную стоимость.

<…>

Не надо изобретать велосипед, надо использовать тот рецепт, который в свое время успешно применялся для «лечения» железных дорог европейских стран. Только таким образом можно попытаться спасти эту отрасль. В противном случае нет повода для оптимизма, отрасль продолжит сталкиваться с нескончаемыми проблемами, для решения которых надо будет тратить все больше денег налогоплательщиков. Потому что больше не будет тех грузопотоков с востока в таком количестве, чтобы прокормить всю ж/д и транзитную отрасль. Ситуация изменилась, и старая модель бизнеса уже не работает.


Добавить комментарий

В октябре инфляция в Латвии превысила среднюю в еврозоне и ЕС

По данным Eurostat, в октябре инфляция в Латвии была выше средней в еврозоне и Евросоюзе.

В Латвии задержан совладелец украинского банка, подозреваемый в присвоении 300 млн гривен

В Латвии задержан один из владельцев украинского банка CityCommerce Bank Рейнис Тумовс, подозреваемый в присвоении почти 300 млн гривен (9,5 млн евро).

ЕК хочет снизить финансирование на снабжение школ фруктами, овощами и молоком

В предложении по регламенту ЕК об общей организации рынка сельскохозяйственных продуктов предусмотрено сократить на 29,2 млн евро, т. е. на долю Великобритании, финансирование программы снабжения школ фруктами, овощами и молоком.

Вейонис сперва оценит кандидатов в премьеры Гобземса и Пабрикса

В Латвии продолжаются попытки сформировать правительство, и президент Раймондс Вейонис сперва оценит кандидатов двух «новых» партий – Алдиса Гобземса (KPV LV) и Артиса Пабрикса («Развитию/За!»).

На праздник 100-летия Латвии ожидается небольшой дождь

В ближайшие дни будет облачно с прояснениями, а в праздник столетия страны - преимущественно пасмурно, во многих районах небольшой дождь, а на востоке мокрый снег. На следующей неделе на большей части территории будет в основном сухо, передает Центр окружающей среды, геологии и метеорологии.

Литовские антикоррупционеры: у меценатов больниц больше шансов на победу в закупках

Большинство предприятий, которые побеждают в закупочных конкурсах больниц Литвы, выражали свою благодарность, делая пожертвования лечебным учреждениям. К такому выводу пришла литовская Служба специальных расследований, которая проводит объемное расследование возможных коррупционных действий в больницах нескольких городов.

Безработица в Латвии в 3-м квартале составила 7%

По данным Центрального статистического управления, уровень безработицы в Латвии в 3-м квартале составил 7%. По сравнению с предыдущим кварталом безработица снизилась на 0,7 процентного пункта, а за год – на 1,5 процентного пункта.

В январе-октябре в Латвии было зарегистрировано на 4,8% больше новых легковых авто

По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, в первые десять месяцев этого года прирост в регистрации новых легковых автомобилей в Латвии опередил средний в Евросоюзе. В январе-октябре в Латвии было зарегистрировано 14 798 новых легковых автомобилей или на 4,8% больше, чем в первые десять месяцев 2017 года.

Ликвидаторы ABLV Bank в октябре вернули 65,911 млн евро

Ликвидаторы ABLV Bank в октябре вернули активы в размере 65,911 млн евро. Всего возвращено уже 169,7 млн евро, сообщает руководитель отдела коммуникации ABLV Bank Артурс Эглитис.

PKL Flote добилось взыскания с Управления Рижского порта 1,35 млн евро

Департамент гражданских дел ВС признал правильным решение Рижского окружного суда о наказании Управления Рижского свободного порта за нарушение Закона о конкуренции по отношению к акционерному обществу PKL Flote. Порт должен заплатить предприятию в течение 10 дней 1,35 млн евро за причиненные убытки.

Депутат Янсонс: Регламент по защите данных не защитит информаторов ЧК

Документы, в которых есть имена сотрудников и информаторов КГБ, а также национальность, место работы, членство в Компартии или профсоюзе не защищаются Общим регламентом по защите данных, подчеркнул депутат Сейма Ритварс Янсонс («Все для Латвии! – Отечеству и свободе/ДННЛ»).

Счета клиентов Elektrum за электричество вырастут на 0% - 15%

С 1 января следующего года счета клиентов бренда Elektrum энергокомпании Latvenergo вырастут на 0% - 15%, подтвердила руководитель проектов Latvenergo Илвия Ливмане.

Пабрикс: выдвижение меня на пост премьера сейчас не актуально

После того как Янису Бордансу не удалось сформировать новое правительство, партиям надо проводить новые консультации, сказал Latvijas Radio кандидат в премьеры от «Развитию/За!» Артис Пабрикс и подчеркнул, что на данный момент его выдвижение на этот пост не актуально.

Президент дал партиям праздничное время на продолжение переговоров

Президент Латвии Раймондс Вейонис отзовет номинацию Яниса Борданса на пост премьера и продолжит переговоры о следующем потенциальном кандидате после государственного праздника.

НКП и KPV LV не поддержат правительство Пабрикса

Если президент Латвии выдвинет на пост премьер-министра Артиса Пабрикса из объединения «Развитию/За!», то KPV LV и «Новая консервативная партия» не пойдут в такое правительство. Об этом политики сообщили в эфире телепередаче «Прямая речь».

Приведение в порядок системы водоотвода автодорог почти завершено

ГАО Latvijas autoceļu uzturētājs закончило почти 90% запланированных в этом году работ по приведению в порядок системы водоотвода участков государственных автодорог. Оставшиеся работы будут закончены в течение ноября.

Рост ВВП Латвии в третьем квартале превысил средний в ЕС

В третьем квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года рост ВВП Латвии превысил средний в Евросоюзе, сообщает Eurostat. По скорректированным с учетом сезонного фактора данным, ВВП Латвии в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 5,5%.

Латвийские гостиницы обслужили на 6,5% больше постояльцев

В латвийских местах размещения туристов в 3-м квартале этого года было обслужено 1,03 млн гостей или на 6,5% больше, чем в том же периоде прошлого года.

Во время фестиваля света «Рига сияет» будет ограничено движение

Во время фестиваля света «Рига сияет» ограничат движение по центральным улицам города. С 20 часов вечера 14 ноября до 9 часов утра 20 ноября закроют движение по ул. Зиргу на участке от ул. Мейстару до Домской площади и организуют двустороннее движение по Домской площади.

Три партии выходят из переговоров, которыми руководит НКП (дополнено)

По новейшей информации, три партии – объединение «Развитию /За!», национальное объединение «Все для Латвии! – Отечеству и свободе/ДННЛ» и «Новое Единство» - решили выйти из переговоров о формировании правительства.

Что бы Вы в первую очередь пожелали Латвии, вступающей в свое второе столетие?

Pезультаты

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов



Канал: Канал: