bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Четверг 13.12.2018 | Именины: Veldze, Lūcija
LatviaЛатвия

Марис Бремзе: в Европе «велосипед» уже изобретен, нам надо лишь «перенять» его

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

На вентспилсском железнодорожном узле 13 апреля произошло в некотором смысле историческое событие: частный грузоперевозчик Baltijas Ekspresis доставил вагоны не только до 1-й вентспилсской станции, как раньше, но и до места выгрузки на частной инфраструктуре терминала. Почему это событие так важно и каково будущее железнодорожных перевозок, порталу  ventspilnieks.lv рассказал председатель правления АО Baltijas Ekspresis Марис Бремзе.

Маневровые локомотивы Baltijas Ekspresis уже 20 лет тянут составы поездов в сторону терминала и обратно на станцию. Что изменилось?

Нынешняя бизнес-модель была создана так, что Baltijas Ekspresis со своим локомотивом и своим машинистом эту работу выполняло под флагом Latvijas dzelzceļš (LDz). Мы просто оказывали тяговые услуги LDz, а после реорганизации LDz в 2007 году — дочернему предприятию LDz Cargo, то есть другому перевозчику. Однако законы, регламентирующие деятельность рынка ж/д перевозок, за эти годы изменились, в Евросоюзе (ЕС) рынок грузоперевозок открыт для свободной конкуренции еще с 2007 года. По сути, эти конкурентные возможности Латвии как члену ЕС надо было обеспечить еще десять лет назад. 34-я директива ЕС от 2012 года еще больше закрепила принципы свободного доступа и свободной конкуренции в том числе в сфере грузоперевозок в пределах ЕС.

Вы сказали, что возможности свободной конкуренции и свободного доступа определяют законы и политика ЕС, которые регламентируют железнодорожный транспорт.

В Евросоюзе изменения, регламентирующие железнодорожные перевозки, начались гораздо раньше, еще в конце 80-х годов прошлого века. В западноевропейских странах, как и в унаследованной нами от Советского союза железнодорожной системе, в то время царила железнодорожная монополия. Все рельсы, локомотивы, светофоры, вагоны, рабочие — все было в одних руках, сосредоточено в огромных государственных компаниях. С развитием рыночных отношений, в том числе и на рынке перевозок, быстро развивались и автотранспортные услуги. И эти принадлежавшие государству «динозавры», естественные железнодорожные монополисты больше не могли предлагать клиентам конкурентоспособные услуги, расходы на содержание железной дороги росли, а объемы перевозок снижались.

Это было одной из главных причин необходимости железнодорожной реформы. По сути, железные дороги стран ЕС в то время не могли предлагать на рынке перевозок ни конкурентоспособные услуги, ни какие-то креативные решения. Автотранспортные, авиационные компании, компании речного транспорта могли предлагать качественные услуги, удовлетворять рыночный спрос и элементарно обыгрывали государственных железнодорожных монополистов. Это, в свою очередь, создавало огромные проблемы, связанные с экологией и внешними издержками, на дорогах царили огромные заторы, при этом рельсы стояли неиспользованные.

Все эти огромные, неэффективные хозяйственные издержки на инфраструктуру ложились на плечи налогоплательщиков, и было ясно, что так продолжаться не может. Железную дорогу, которая фактически была параллельной сетью автотранспортной сети, нужно было нагружать и использовать. Поэтому во многих странах ЕС фактически уже с конца 80-х было принято решение об отделении железнодорожной инфраструктуры от коммерческой деятельности. Если точнее, то инфраструктура осталась у государства как естественная монополия, а коммерческая деятельность, перевозки были либерализованы и открыты для конкуренции.

На рынок ж/д перевозок мог прийти любой амбициозный игрок, способный оказывать услуги на этом рынке. С политической точки зрения, было убито сразу два зайца: с одной стороны, выросла нагрузка и эффективность использования государственной инфраструктуры, а с другой — уменьшилась часть издержек на содержание ж/д инфраструктуры, которая покрывалась из средств налогоплательщиков.

В Латвии этот вопрос в то время не был таким актуальным. Единственно было ясно, что после вступления в этот «клуб джентельменов» — Евросоюз появятся новые правила игры, которые должны соблюдать все. Законодательство, регламентирующее ж/д транспорт пришлось изменить так, чтобы мы все могли применять соответствующие директивы и регламенты ЕС. Но при этом модель железнодорожного бизнеса не менялась и опиралась на грузопотоки с территории бывшего Советского союза в латвийские порты. Эта ситуация годами эксплуатировалась, не было создано ничего нового. В итоге сейчас, когда эта модель бизнеса не работает, огромного грузопотока больше нет, мы находимся в такой же ситуации, в какой были многие европейские страны в конце 80-х.

Получается, что мы отстали от старых европейских стран лет на 30.

Именно так. Сейчас нам надо понять, что делать. У нас дорогая сеть ж/д инфраструктуры, в ж/д системе работает огромное количество трудоспособных людей страны. И на данный момент Латвии надо решать ту же самую проблему, какую приходилось решать европейским политикам 30 лет назад. Ситуация аналогичная: перевозок нет, инфраструктура есть, также есть большое число занятых в отрасли. Теперь надо думать, как это все сбалансировать. Европейским решением были конкуренция, свободный рынок, свободный доступ к инфраструктуре, одинаковые для всех правила игры, все работают, и частному перевозчику есть место на этом рынке перевозок, где они создают какую-то креативную бизнес-модель, которая все-таки конкурентоспособная, создает добавленную стоимость.

<…>

Не надо изобретать велосипед, надо использовать тот рецепт, который в свое время успешно применялся для «лечения» железных дорог европейских стран. Только таким образом можно попытаться спасти эту отрасль. В противном случае нет повода для оптимизма, отрасль продолжит сталкиваться с нескончаемыми проблемами, для решения которых надо будет тратить все больше денег налогоплательщиков. Потому что больше не будет тех грузопотоков с востока в таком количестве, чтобы прокормить всю ж/д и транзитную отрасль. Ситуация изменилась, и старая модель бизнеса уже не работает.


Добавить комментарий

Под стражу отправлен задержанный БПБК предприниматель Крячек

Суд Видземского предместья города Риги решил отправить под стражу предпринимателя Александра Крячека, которого Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией задержало на этой неделе по делу о закупках Rīgas satiksme, подтвердил адвокат Валдис Улманис.

airBaltic будет чаще летать из Риги в Лиепаю

Сегодня во время визита в Лиепаю исполнительный директор латвийской авиакомпании airBaltic Мартинс Гаусс заявил, что начиная с летнего сезона 2019 года airBaltic увеличит число внутренних полетов между Ригой и Лиепаей с трех до пяти раз в неделю.

В Эстонии принят бюджет следующего года

Эстонский Рийгикогу принял бюджет-2019. За законопроект о бюджете проголосовали  52 парламентария, а против - 46.

Финансовая ситуация в этом году улучшилась у трети жителей Латвии

Почти половина, или 42% жителей считают, что их финансовая ситуация за этот год существенно не поменялась, и только 28% – что она улучшилась, свидетельствует проведенное Институтом финансов Swedbank исследование.

В Ирландии осужден эстонский криминальный авторитет

Суд в Ирландии осудил известного в преступном мире Эстонии Имре Аракаса за организацию убийства одного гражданина Ирландии.

БПБК просит отправить под стражу коммерческого директора Škoda

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией попросило суд отправить под стражу коммерческого директора Škoda Владислава Козака. Это связано с делом о закупках Rīgas satiksme.

Литовский премьер заподозрил «руку Кремля» в протестах педагогов

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис обратился в разведслужбу и упрекнул оппозицию Сейма в поддержке забастовки педагогов при участии Кремля.

В Латвии учрежден Совет по этике СМИ

В минувшую среду, 12 декабря, был учрежден Латвийский совет по этике СМИ. Это общественная организация, в которую могут вступать организации и юридические лица сферы массмедиа.

Партии откликнутся на инициативу Кариньша, хотя мнения о модели коалиции разнятся

Партии готовы откликнуться на инициативу «Нового Единства» и ее кандидата в премьеры Кришьяниса Кариньша по процессу формирования правительства.

Вейонис дал партиям время для переговоров

Президент Латвии Раймондс Вейонис в ближайшие дни не будет участвовать в формировании правительства, так как партии хотят продолжить консультации.

В Балтии растет спрос на квартиры-студии и «умные» квартиры

Последние три года на рынках недвижимости Балтии и Украины наблюдается стабильный рост цен: в Латвии стоимость квадратного метра с 2016 по 2018 год выросла в среднем на 15,4%.

Литва приняла бюджет без повышения зарплат бастующих учителей

Сейм Литвы принял государственный бюджет 2019 года. В него включен прирост оборонных расходов, но не учтены требования более тысячи бастующих учителей. Парламент принял бюджет во вторник, 12 декабря: доходы запланированы на уровне 17,2 млрд евро, а расходы – 17 млрд евро.

Задержания в Польше и Латвии связаны со взяткой размером 800 000 евро

В рамках совместного расследования, которым занимаются польское антикоррупционное ведомство и латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, в Риге были задержаны люди, помогавшие скрывать взятку размером 800 000 евро, говорится в сообщении польского ведомства.

Суд: эстонской Центристской партии придется вернуть незаконное пожертвование - 220 тыс. евро

Правящей партии правительства Эстонии и Таллинской думы – Центристской партии, - которая обязана выплатить незаконно полученное пожертвование в размере 220 000 евро, не удалось добиться отмены этого решения.

По делу о закупках Rīgas satiksme проведено 30 обысков

В ноябре этого года Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией начало уголовный процесс, касающийся закупок рижского муниципального ООО Rīgas satiksme. Во вторник, 11 декабря, в рамках уголовного процесса было проведено более тридцати обысков.

БПБК задержало сотрудника Rīgas satiksme Игоря Волкинштейна

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией задержало директора департамента Rīgas satiksme по содержанию и развитию инфраструктуры Игоря Волкинштейна.

Ринкевичс: «Брекзит» не должен стать причиной уменьшения объема прямых выплат в рамках политики сплочения

В минувший вторник министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс принял участие в заседании Совета по общим делам Европейского Союза, на котором состоялась дискуссия министров по прогрессу в переговорах о многолетнем бюджете ЕС на 2021–2027 годы, сообщает МИД Латвии.

БПБК провело обыск в Рижской думе

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией провело обыск в Рижской думе. Это «Латвийскому телевидению» подтвердил вице-мэр Риги Андрис Америкс.

Кариньш упоминается как вероятный компромиссный кандидат в премьеры

Представители отдельных партий на встрече с президентом Латвии Раймондсом Вейонисом упоминали Кришьяниса Кариньша как одного из кандидатов в премьеры. Кришьянис Кариньш представляет партию «Новое Единство».

Сейм не будет рассматривать поправки о Банке Латвии

Бюджетно-финансовая комиссия Сейма сегодня решила не заниматься разработанными в 12-м Сейме поправками в закон «О Банке Латвии», которые позволяют приостанавливать полномочия главы Банка Латвии на время уголовного процесса.