Илона Берзиня, BNN
«Союз зеленых и крестьян» ходит под флагом Айвара Лембергса по волнам латвийской политики уже 21-й год. За это время образовался настолько тесный симбиоз, что дистанцирование политической силы от него уже невозможно. Годами повторяя мантру о «хорошем хозяине», СЗК так в нее уверовал, что теперь отстаивает свою веру всеми силами.
Высказывание Гунара Кутриса о приглашении «обвиненного и осужденного» миллионера на обсуждения вопросов развития государственной экономики стоили ему должности спикера Сейма. По иронии судьбы, назначенная спикером Сейма Латвии при поддержке партнеров по коалиции — «Нового Единства» и «Прогрессивных» — Дайга Миериня годом ранее тоже высказалась,
отметив что то, что делает Лебмергс — «чистая забота».
На идеологии этого хозяина выросло целое поколение политиков СЗК. Поэтому не удивительно, что многие из них свято верят в образ «Лембергса — спасателя отечества».
Однако мне куда более опасной кажется прежняя риторика госпожи Мирини о санкциях США, введенных в отношении обвиняемого в тяжких преступлениях вентспилсского политика. Позволю себе привести цитату сказанного ею тогда: «Понимаете, если будет новое правительство, новые министры, — они тоже могут уехать в Америку, попросить у руководства отменить санкции. Если уж любой может так просто приехать в США и сказать, давайте введем санкции на такого-то человека или снимем санкции с того и того-то».
Конечно, можно согласиться с тем, что в горячке от предвыборной борьбы люди могут говорить очень странные вещи. Можно даже поверить в то, что госпожа Миериня поменяла свое мнение и действительно считает, что теперь, в отличие от агитационного периода, ситуация изменилась и «государственная безопасность, честь и образ партии — превыше всего». При всем уважении к госпоже Миерине, которая объявила об отстранении от Лембергса.
Однако собрать разлитую воду — сложное и неблагодарное дело. Беда в том, что подобными высказываниями
Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) ставится в положение своеобразного стола заказов,
в котором в одном кабинете можно санкции заказать, а в другом — попросить их снять. Посеять такую мысль в человеке легко, а вырвать из него — уже гораздо труднее.
Подобное мнение подтвердил и сам подсканционный Лембергс, заявив с прошлом году в интервью программе Delfi.tv Nākamais, lūdzu! («Пожалуйста, следующий!»): «Правительство Кариньша и Борданса попросили ввести в отношении меня санкции, а мое правительство попросит их снять». По сути, целью подобных выражений является нивелирование значения введенных против Лембергса санкций до нуля, а заодно и позиционирование выдвинутых против него обвинений в коррупции, как чего-то мелкого и малозначительного.
Подозрения в коррупции, особенно в политической — не чепуха, которую можно замести под ковер. Но если в так называемых «старых демократиях» в обществе нет никакой толерантности к политической коррупции,
в Латвии доминирует мнение «кто за то, что кто крадет, тот и главный, — пусть делится с другими». Своим городом, например.
Здесь уместно будет напомнить о бывшем канцлере Австрии Себастьяне Курце, в отношении которого Антикоррупционное бюро Австрии пару дет назад завело дело по подозрению в подкупе СМИ. Еще в 2016 году Курц использовал бюджетные средства для создания сфальсифицированных опросов общественного мнения, в которых он был бы представлен самым популярным кандидатом. Позднее деньги платились и популярным газетам, чтобы в них появлялись хвалебные статьи об этом политике. Неужели только мне кажется, что во всей этой истории видны параллели с Латвией?
К сожалению, на (под)купе СМИ схожесть и заканчивается.
Возле бюро Консервативной партии Курца (OeVP) тысячи людей требовали его отставки. В результате Курц покинул должность канцлера, ушел с поста лидера партии и в конце концов объявил об уходе из политики.
Для сравнения: наш скандал с переговорами в [гостинице] Rīdzene ничем не увенчался, а в конце прошлого года из-за нехватки доказательств (хотя свидетельств хватало) был завершен уголовный процесс по так называемому делу о стипендиатах Лембергса, расследование которого заняло целых 17 лет (!). Если кто забыл, я напомню. Дело было возбуждено в связи с возможными тайными выплатами Лембергса политикам самых разных партий в период с 2001 по 2007 годы.
Раз уж мы вспоминаем различные давние и не столь давние высказывания и события, то хотелось бы упомянуть и перл Аугуста Бригманиса (СЗК) еще в 2016 году, который некоторое время был весьма популярным в политических кругах. А именно:
«Политическая позиция и сила Лембергса — причина того, почему многие смотрят на него, как кролики на удава».
Достоверно неизвестно, сколько «кроликов» осталось в политических кругах, но все же на одной интриге на этой неделе будет поставлена точка. 27 сентября в 11 часов Рижский окружной суд объявит приговор по уголовному делу обвиняемого в коррупционных преступлениях Айвара Лембергса.
Читайте также: Силиня: в случае влияния Лембергса конкретного министра можно будет отозвать с должности