Несмотря на то, что зарплата представителей крупных латвийских портов составляет в среднем 1 500 – 2 000 латов в месяц, идея поделиться прибылью портов, направив ее в другие государственные отрасли – инфраструктуру, образование, медицину, кажется им неприемлемой. В этом 21 августа, после заседания Совета портов, убедилась советник министра экономики Илона Платонова.
Поэтому, по мнению чиновницы, которым она поделилась на портале Delfi, «на следующее собрание Совета портов, правительственной коалиции или другое подобное заседание следовало бы пригласить тех же учителей, медиков и полицейских, и послушать, совпадает ли их мнение со взглядами управляющего Рижским свободным портом Леонида Логинова, исполнительного директора Латвийской ассоциации портов Карлиса Лейшкалнса, председателя правления рижского порта Андриса Америкса и других господ».
Согласно заключению Госконтроля, лишь в период с 2009 по 2011 год Рижский свободный порт неэффективно распорядился финансами и разбазарил 41 млн латов. Для сравнения: чтобы повысить зарплаты всем учителям на 10-20%, или поднять зарплаты медикам требуется 14 млн латов в год.
Порты – богатство Логинова, Лейшкалнса и Америкса или все же Латвии?
Если «золотым ресурсом» Латвийского государства являются природные богатства – леса, водные ресурсы, плодородная земля и географическое расположение Латвии, или «мост» между Западом и Востоком, то чьим же богатством являются порты?
«Сейчас подобным образом государственные ресурсы использует государственное акционерное общество Latvijas valsts meži, которое обслуживает государственные леса и платит в госбюджет и дивиденды, и подоходный налог с предприятия. В прошлом году целый ряд государственных хозяйственных обществ перечислили в госбюджет 90% прибыли.
Если сейчас руководство портов поступило бы как Latvijas valsts meži, на удовлетворение нужд общества перечислялись бы и налог с прибыли, и часть прибыли, а по данным прошлого года, это около 15 млн латов. Общий объем отрасли транзитного бизнеса в Латвии превышает 1 млрд латов в год», – отметила Платонова.
Все учреждения равны, но некоторые все же равнее
Отмечается, что одним из контраргументов, которые используют представители портов является то, что доходы портов нельзя перечислить в государственную казну, потому что порты находятся не в лучшей юридической форме. «Вернее было бы сказать, что она за последние надцать лет так улучшилась, что руки прочь, а иначе правительство падет и государство сразу же обанкротится».
Однако это не мешает в законе о портах уже годами существовать и соблюдаться правовой норме, предусматривающей, что порты должны перечислять в бюджеты самоуправлений 10% от своих доходов. «Почему же их нельзя перечислять и в госбюджет, если порты используют и инфраструктуру и государства, и самоуправления?» – задается вопросом советник министра экономики.
Щедрые премии и пожертвования как залог конкурентоспособности портов
Платонова отметила, что, судя по сказанному господами Логиновым, Лейшкалнсом и Америксом, главные причины конкурентоспособности портов связаны с всевозможными пожертвованиями, щедрыми премиями и спонсированием концертов.
«Видимо, это некий новый, до сих пор не использовавшийся в мире маркетинговый трюк, и вскоре надо ожидать, что, например, Вентспилсский порт займет первое место в каком-нибудь международном конкурсе с проектом «Влияние концерта Томаса Андерса на развитие порта». Концерт обошелся «всего» в 100 тысяч латов, между прочим», – добавила Платонова.
«Дорожки в бассейнах и частная ложа в Arēna Rīga, люксовые автомобили для специалистов по связям с общественностью и прочих сотрудников – родственников членов руководства – все это, конечно, делает жизнь десятков сотрудников крупных портов ярче и красочнее. И, конечно, они будут считать, что делиться всем этим или потерять такие «экстры» — не лучшая мысль. Даже несмотря на то, что это немного улучшит жизни сотен тысяч жителей этой страны. Своя рубашка всегда ближе к телу», – сказала Платонова.
Таллин, как всегда может, а мы – нет?
Пока мужи латвийских портов громко протестуют и усматривают в разделении прибыли портов катастрофу, соседи – Таллинский порт – платит такие отчисления уже много лет.
«Таллинский порт платит в общий государственный кошелек и дивиденды, и налоги. Таким образом государство получает доходы от принадлежащего ему предприятия, которое к тому же использует государственную инфраструктуру. Кроме того, это отличный способ доказать, что руководство порта профессионально и нацелено на результат, что порт развивается и действительно является краеугольным камнем экономики страны», – подчеркнула Платонова.
«В эти дни законопроект о платежах в госбюджет за использование инфраструктуры (подчеркиваю – не о налогах, а о платежах) будет передан на рассмотрение партнерам по коалиции. Хочется надеяться, что остальные политические силы, а особенно глава правительства, смогут ответственно отнестись к своему народу и подумать о сотнях жителях Латвии, а не о десятках избранных сотрудниках портов», – надеется советник министра.
Ref:103.108.108.1819
«зарплата представителей крупных латвийских портов составляет в среднем 1 500 – 2 000 латов в месяц»
Средняя зарплата докера 500 латов в месяц, о каких представителях…