Объем грузов в портах падает — это не секрет, и отсутствие политического взаимопонимания между соседями не способствует росту. А тем временем страдают предприниматели, а что еще хуже — обычные работники, которым предприниматели больше не могут платить и которые остаются без работы и средств к существованию. Так о текущей ситуации в транзите рассказал порталу BNN председатель правления Baltijas asociācija – transports un loģistika Иварс Ландманис.
Если политика виновата, то пусть и исправляет ситуацию
Председатель правления BATL отмечает, что важными партнерами Латвии по транзиту являются соседние страны — Россия, Белоруссия, и мы не можем так просто сказать: не будем сотрудничать.
Ландманис подчеркивает, что политические отношения могут быть сложными, однако «соседи должны в любом случае поддерживать экономические отношения».
Он говорит, что несмотря ни на какие высшие политические сферы, страны должны сотрудничать между собой, а иначе транзитная отрасль не сможет существовать. Ландманис отмечает, что предприниматели всегда старались поддерживать тесное экономическое сотрудничество, но теперь в транзитной отрасли политика захватила экономику и влияет гораздо больше, чем раньше».
«Если политика захватывает экономику — это не способствует росту».
«Отношения с Россией необходимы, и спасибо Министерству транспорта Латвии, что оно пытается наладить ситуацию, пишет и следит за актуальной ситуацией».
«Если Россия больше не отправляет грузы в Латвию, закрывается целый участок пути. Проблемы возникнут тогда, когда, к примеру, на рынке будут благоприятные условия, появится большое количество грузов и потребуется как можно скорее выпустить их на рынок, это будет невозможно, так как во время «бума спроса» нельзя будет направить грузопотоки по нашим транзитным путям. Поэтому нужно говорить хотя бы о минимальной возможности держать транзитные границы открытыми, чтобы сохранять возможность перевозки грузов в «пики спроса», — поясняет Ландманис.
Еще одним аспектом необходимости сохранения внешнего сотрудничества, по словам Ландманиса, является конкурентоспособность. Чем меньше конкурентов, тем легче повышать цены на услуги. Например, если в России нет внешних соперников в сфере стивидорных услуг, тогда стивидоры без проблем могут поднимать цены. «Если увеличат цену, то кто-то потеряет, например, грузы, скорее всего. С точки зрения грузовладельца, чем больше альтернатив, тем лучше».
В терминалах работают люди, которые живут от зарплаты до зарплаты
Если уменьшается объем грузов, прерывается сотрудничество из-за политических разногласий, то в терминалах больше не могут работать все работники. Ландманис отмечает, что многие уже потеряли или могут потерять работу. «Работая с убытками, предприятие не может долго просуществовать. У него есть какой-то предел».
Он поясняет, что работники не копят на черный день. Они со своими семьями живут, как и многие в Латвии — от зарплаты до зарплаты. «Зная, какая сейчас экономическая ситуация, когда нет никакого расцвета, то вряд ли будет просто найти альтернативную работу. Все это нехорошо для простых людей».