Глава Latvijas dzelzceļš (LDz) Эдвинс Берзиньш не может не знать, что законы Латвийской Республики запрещают приватизировать стратегически важные для государства предприятия и что подобные вопросы находятся исключительно в компетенции Сейма. Это вынуждает думать, что заявления Берзиньша, после того как министр транспорта выразил недоверие правлению LDz, были откровенным введением в заблуждение общества, и кажется, что это идет с Вентспилса, пишет портал ventspilnieks.lv.
Надо отметить, что после выраженного министром транспорта Талисом Линкайтсом недоверия председателя правления LDz Берзиньшу и двум его членам, Берзиньш сказал, что заявления министра «направлены на целенаправленную подготовку LDz к приватизации».
Отчаянная попытка «перевести стрелки» на «скрытую приватизацию»
Ventspilnieks.lv напоминает недавнее открытие, а именно: шесть лет назад LDz без конкурса договорилось с частной фирмой Composite Constructions о строительстве стены для защиты от шума на станции «Шкиротава», перевело ей полмиллиона евро авансом. Фирма перевела деньги двум зарегистрированным в Гонконге фирмам, которые занимались нанотехнологиями. И все… Стены нет, денег тоже, а европейские средства LDz пришлось возвращать обратно.
«Хоть решение и было принято в период Угиса Магониса, однако трудно поверить, что тогдашний член правления LDz Эдвинс Берзиньш ничего не знал об этом. Более чем странно, что государственному предприятию потребовалось четыре года, чтобы оно после объявления о неплатежеспособности Composite Constructions начало интересоваться возможностями вернуть деньги. Но за это время счета опустели, и куда ушло полмиллиона через гонконгские фирмы, неизвестно», — пишет портал.
«Зато найденное на складе предприятия сырье оказалось закупленным в десять раз дороже своей реальной стоимости. А на вопрос, почему LDz стало так поздно интересоваться возможностью вернуть деньги, самый точный ответ дает, пожалуй, администратор неплатежеспособности Composite Constructions», — говорится в статье.
«LDz сейчас борется за статус кредитора лишь для того, чтобы не наступила ответственность соответствующих должностных лиц», —
указано в статье.
«Появилась информация о том, что в LDz происходили коррупционные действия с арендой принадлежащих LDz Cargo железнодорожных вагонов, при которой, вероятно, обманом были получены средства. Берзиньш утверждает, что инициированный внутри предприятия аудит показал, что вся деятельность соответствует нормативам, но на этом фоне утверждение выглядит неубедительно, а отчаянная попытка начальника LDz «перевести стрелки» на «страшилку о скрытой приватизации» не удивляет», — пишет ventspilnieks.lv.
Также портал пишет, что внимание отвлекается для того, чтобы накликать «скрытую приватизацию» или запудрить людям мозги и поднять бурю на политическом уровне. «Не зря же вопрос «приватизации железной дороги» не раз был в повестке дня и Айварса Лембергса».
Не раз публично звучало, что нетранспарентность подарков и рекламных договоров LDz вызывала подозрение в том, что реки денег на пожертвования и рекламу текут в сторону политического ветра, пишет ventspilnieks.lv. «Так как в последние годы преобладающий в Министерстве транспорта «ветер» дул в сторону интересов мэра Вентспилса Айварса Лембергса, то поддержка вентспилсских спортивных клубов стала для LDz и его дочерних компаний обычной практикой. Годами это государственное предприятие платило сотни тысяч евро баскетбольному клубу Ventspils, в совете которого был руководитель партии «Для Латвии и Вентспилса» Лембергс, щедрое пожертвование получил и Добельский мотоклуб, в котором тренировался сын министра транспорта Улдиса Аугулиса. Вопросы вызывают и необъясненные платежи агентству Ventspils attīstības aģentūra. Вполне возможно, что эти вскрывшиеся факты – лишь видимая часть айсберга», — рассуждает ventspilnieks.lv.
Сказанное министром транспорта о нарушении LDz конкуренции в сфере грузоперевозок, а именно то, что предпочтение отдается своему дочернему предприятию LDz Cargo, подозрительные расходы на несколько миллионов на рекламу и маркетинг, а также нехозяйственная деятельность этого госпредприятия, — это очень серьезный сигнал, который требует немедленного изучения. Однако совет LDz не спешит: по поводу увольнения членов правления он будет решать только после результатов нового аудита. А теме временем Лембергс с Берзиньшем пытаются поднять тревогу из-за вероятной приватизации LDz, чтобы, кажется, отвлечь внимание от массы проблем, которые их касаются и которые надо изучать, пишет портал.