«В Вентспилсской думе существует «авторитарный, противоправный режим»: право высказываться и реально участвовать в работе думы имеют лишь депутаты большинства из партии «Для Латвии и Вентспилса», которые не возражают отстраненному от обязанностей руководителю муниципалитета», — выражает мнение оппозиционный депутат Гиртс Валдис Кристовскис. Он говорит, что Министерство охраны окружающей среды и регионального развития (МООСРР) особо не волнуется из-за противоправной организации работы думы в портовом городе и в своих ответах обычно подчеркивает, что в Вентспилсском муниципалитете установлен особый порядок. О том, почему Административный суд возбудил дело против Вентспилсской думы за ее «особый порядок», в интервью BNN рассказывает Гиртс Валдис Кристовскис.
«Вымостить дорогу и положить цветочные ковры, как в Вентспилсе, можно очень эффективно, а если говорить о нынешнем порядке управления, то в демократическом государстве такой недопустим», — заявляет Кристовскис. Он отмечает, что задача МООСРР — контролировать соблюдение законов в муниципалитетах и устранять нарушения, но до сих пор этого не происходило. По этой причине четыре оппозиционных депутата Вентспилсской думы — Иварс Ландманис, Айвис Ландманис, Даце Корна и Гиртс Валдис Кристовскис — подали иск к муниципалитету за то, что не соблюдает принцип пропорциональности в составах комиссий и советов думы, запрещая оппозиционным депутатам полноценно участвовать в работе думы. Административный суд впервые в истории юстиции Латвии рассматривает такую жалобу депутатов.
До сих пор в Административный суд могли жаловаться на муниципалитет только физические лица, то есть жители муниципалитета, а депутатам приходилось своими силами справляться с нарушениями в деятельности муниципалитета или же звать на помощь МООСРР. Но теперь, с середины лета, в Латвии другая ситуация, так как Конституционный суд постановил по делу о решении МООСРР относительно Саласпилсского муниципалитета, что случаи нарушения субъективных прав муниципальных депутатов находятся в компетенции Административного суда. Кристовскис рассказывает, что это вселяет в него уверенность в том, что и по другому, возбужденному по его инициативе делу будет принято похожее решение.
В этом деле речь идет о таких нарушениях Вентспилсской думы, как невыдача информации, запрет на доступ к официальным СМИ думы. С осени 2017 года он борется в судебных инстанциях за прекращение этих противоправных действий муниципалитета. Кристовскис уже убедил суд в нарушении своих прав депутата, однако с апреля этого года приходится ждать созыва общего собрания судей Департамента по административным делам Верховного суда и его решения.
Какова текущая ситуация?
«Работа в Вентспилсской думе организована нелепо, вопреки порядку в Законе о муниципалитетах», — утверждает депутат. Кристовскис рассказывает, что Вентспилсская дума назначает депутатов меньшинства в комитеты, установленные законом, но работа там откровенно формальная: голосуют «за» и «против» без обсуждения решений. «Вся работа муниципалитета, обсуждение политики и конкретных решений муниципалитета происходит в комиссиях и советах, в которые не включают трех депутатов меньшинства, несмотря на их бесчисленные заявления руководству муниципалитета, обращение за поддержкой к МООСРР. Такой механизм создан, чтобы изолировать депутатов меньшинства от работы и запретить им доступ к ценной информации о проблемах в работе муниципалитета. Если каждому депутату возглавляемой Лембергсом партии «Для Латвии и Вентспилса» выделено в среднем 5 мест в комиссиях и советах, то три депутата меньшинства — Гиртс Валдис Кристовскис, Айвис Ландманис и Иварс Ландманис — не включаются ни в одну из этих комиссий и советов. Возможно, что такая целенаправленная дискриминация в той или иной форме присутствует еще в каких-то муниципалитетах, однако до сих пор мало было слышно о том, что депутаты меньшинства находят пути устранения такого произвола большинства», — продолжает рассказывать о текущей ситуации в Вентспилсской думе Кристовскис.
Оппозиционный депутат поясняет, что дело, которое сейчас рассматривается в Административном суде, касается нарушения субъективных прав четырех депутатов меньшинства, а также дискриминации, несоблюдения принципа пропорциональности. «Конституция гласит, что [в государстве] должны соблюдаться справедливость, равноправие, хорошее управление. Значит, права депутатов меньшинства не могут быть ýже, чем у депутатов большинства», — подчеркивает Кристовскис.
Он отмечает, что Конституционный суд в июле этого года недвусмысленно сказал, что принцип пропорциональности необходимо соблюдать не только в комитетах, но и в комиссиях муниципалитета. Также КС указал, что отступления от пропорциональности не могут быть оправданы ссылкой на политическое решение. К тому же сейчас недвусмысленно ясно, что муниципальный депутат занимает публично-правовую должность. «Важно, что теперь определено, что проверку нарушения субъективных публичных прав муниципальных депутатов проводит Административный суд на основании заявления депутата. Теперь это имеет законную силу».
Как оппозиция Вентспилсской думы дошла до суда?
Кристовскис рассказывает, что сначала, почти год назад, он должен был подать Департаменту по административным делам Верховного суда побочную жалобу с доказательствами того, что у депутатов в Латвии нет механизма защиты их субъективных прав, если МООСРР бездействует и не останавливает произвол в управлении муниципалитетами, а конкретно — в Вентспилсе. Административный суд попросту не принял заявление депутата, так как закон не разрешает. Верховный суд (ВС) после получения побочной жалобы признал, что механизма защиты субъективных прав депутатов действительно не существует. «Однако, чтобы решение [о начале судебного процесса] было по возможности авторитетным, ВС решил, что это открытие в форме судебного решения необходимо объявить всему общему собранию административного департамента. Скорее всего, чтобы [Айварс] Лембергс или другие не могли подвергнуть сомнению [решение ВС]. Не зря же на заседании 25 апреля Вентспилсская дума пыталась добиться того, чтобы мой иск не приняли, а не оправдать свои противоправные действия», — считает Кристовскис.
Депутат подчеркивает, что судьи Конституционного суда (КС) косвенно пришли ему на помощь, так как «теперь определено, что Административный суд должен рассматривать дела, если муниципалитеты противоправно нарушают права депутатов, ограничивают их деятельность, преуменьшают смысл демократии муниципалитетов, как в Вентспилсе». «Решение дало нам возможность немедленно готовить обширное изложение нарушений и возбуждать в Административном суде второе, уже по инициативе всех четырех депутатов меньшинства, дело об игнорировании принципа пропорциональности в комиссиях и советах», — рассказывает депутат.
Были ли другие случаи, когда депутаты подавали в суд на думу?
Кристовскис напомнил случай, когда депутат Елгавского муниципалитета в 2016 году обратился в суд, так как муниципалитет не позволил ознакомиться с документами одной закупки. «Елгавская дума придала документу какой-то статус секретности. Депутат обратился в суд, но он не принял жалобу, так как Административный суд не рассматривает и вообще не может рассматривать жалобы депутата к структурам государственного управления. Позднее этот депутат обратился в Верховный суд с побочной жалобой, в котором также указал, что районный суд верно посчитал — они [Административный суд] не могли рассматривать дело, так как депутат — часть государственного управления. ВС подтвердил, что это [о чем депутат подал жалобу] нарушение, но не вмешался в происходившее. ВС известил о тогдашней ситуации МООСРР, задача которого — контролировать соблюдение законов в муниципалитетах и устранять выявленные нарушения. Устранили ли — этого я не знаю. Зная «беззубость» МООСРР, скорее всего, нет», — рассказывает Кристовскис.
«Насколько я понимаю, подобные дела не рассматривались в странах ЕС»
Кристовскис рассказывает, что год назад, после негативной позиции Административного окружного суда он поинтересовался, как такие дела о нарушениях муниципалитетов в отношении депутатов меньшинства решаются в других странах Евросоюза (ЕС). «Не смог найти таких. По-видимому, в странах Евросоюза (ЕС) демократия — это ценность, на которую не поднимают руку. Там подобные вентспилсскому авторитарному режиму проявления в управлении муниципалитетами немыслимы. А в Вентспилсе — да. Ведь в Вентспилсе авторитарный, противоправный, недемократический, тоталитарный режим. Да, он может вымостить улицу и положить цветочные ковры, тут нет сомнений. Но эти затуманивающие глаза, преувеличенные успехи Вентспилсского муниципалитета в то же время являются противоправным произволом, «насмешкой над демократией», — говорит Кристовскис.
«Лембергсу важно держать информационную монополию лишь в своих руках и руках его союзников-антидемократов. Свободный доступ к информации является угрозой для процесса управления авторитарного режима в городе. Поэтому контроль над противоправно захваченным городом осуществляется любой ценой, включая антидемократическое управление городом, подчинение ресурсов и потоков доходов не только муниципалитета, но и города. А они в Вентспилсе как портовом городе до сих пор внушительные по сравнению с другими городами», — добавил Кристовскис.
Параллельно поданы требования Вентспилсской думе и МООСРP
Оппозиционные депутаты говорят, что после решения Конституционного суда по делу Саласпилсского муниципалитета четверо депутатов меньшинства Вентспилсской думы сразу подали прошение Вентспилсской думе самой обеспечить определенную судом пропорциональнальность в комиссиях и советах. «Не ждать, пока мы обратимся в суд, а самим понять, что нарушение было и его нужно устранить». Вентспилсская дума ответила, что «законы, все принципы хорошего управления и верховенства права соблюдаются, а значит, изменений не будет», — рассказывает Кристовскис.
«Видя это, — продолжает он. — мы, четверо оппозиционных депутатов, ссылаясь на это новейшее решение КС, подали требование МООСРР отменить противоправное решение Вентспилсского муниципалитета о его комиссиях и советах». Он добавил, что до сих пор МООСРР ссылалось на особую модель управления Вентспилсского муниципалитета — что установлен такой порядок, то есть «мы согласны, что это в общем-то неправильно, но и никого не наказываем». Была надежда, что после решения КС МООСРР уже не сможет так отвечать, однако ответ МООСРР, по мнению Кристовскиса, оказался шокирующим: решение Вентспилсской думы от 29 сентября 2017 года о запрете на участие оппозиционных депутатов в комиссиях и советах остается в силе. «Сейчас изучаем возможности оспорить в суде эту теперь уже абсурдную позицию МООСРР», — отметил депутат.
Суд сейчас видит нарушение
На вопрос, когда можно ожидать решения Административного суда по делу, которое возбуждено именно против Вентспилсского муниципалитета, Кристовскис ответил, что думает, что в октябре, в ноябре уже должно быть судебное заседание. «По сути, там ничего сложного нет. Все четко видно. Доказательства есть. Дума уже подала суду свой ответ на иск. КС четко сформулировал необходимость соблюдения принципа пропорциональности в составах комитетов и комиссий. Никакого промедления не требуется. Жду, что Административный суд не растянет судебный процесс и уже этой осенью будет результат. Надеюсь, что и по моему отдельному иску вскоре дождусь решения общего собрания ВС, которое должно продублировать решение КС».
Что будет дальше?
На вопрос, что будет после уже возбужденного дела, оппозиционный депутат отвечает: «Есть еще целый ряд других нарушений Вентспилсской думы, которые ущемляют наши [оппозиционных депутатов] субъективные права, что не позволяет полноценно работать в муниципалитете». Он подчеркивает, что оппозиционные депутаты будут требовать их устранения.
При этом Кристовскис задал вопрос: кто виноват в том, что в конкретном муниципалитете демократического государства ущемляются общеизвестные, закрепленные в Конституции права четырех депутатов меньшинства»? «Нас выбрала треть вентспилчан. Если наш права нарушаются, то и воля избирателей противоправно ограничивается. Значит, пора говорить о привлечении виновных к ответственности», — говорит он.
Он добавил, что в Уголовном законе содержатся статьи о преступлении против государственного управления. За их нарушение грозит уголовная ответственность. Закон о муниципалитетах гласит, что за работу думы отвечает председатель думы — в данном случае Айварс Лембергс. «Ему придется нести ответственность за происходящую несправедливость. Однако и чиновники, юристы думы тоже отвечают за это. Они не только подчиняются политической установке противоправных решений, но и ищут способы, как обосновать и оформить преступные идеи», — говорит он.
В заключение разговора депутат Кристовскис спросил: «Может ли такой муниципалитет продолжать работу? Разве не надо распускать такой муниципалитет, в котором недемократические, противоправные сделки настолько устойчивы даже после решения КС? Если да, то пора говорить о внеочередных выборах».
Автор текста на латышском языке — Элизабете Межуле