Болезненные вопросы Латвии и частые обещания найти дополнительное финансирование пенсионерам преобладали в государственной политике долгие годы. Тяжелые темы о детдомах и обеспечение семей детей-инвалидов не становятся значительно легче. Почему социальное неравенство в Латвии словно «незаживающая рана»? Об этих вопросах, о нехватке высококвалифицированных кадров и о том, что делать, «если у Латвии денег столько, сколько есть», порталу BNN рассказала новый министр благосостояния Рамона Петравича.
Усыновление в Латвии: почти все хотят детей 3-5 лет и в основном девочек
Один из приоритетов нового министра благосостояния – стимулировать усыновление в Латвии, а также заботиться о том, чтобы детдома по возможности были приближены к семейной обстановке. Как рассказывает Петравича, в Латвии уже образовалась очередь из усыновителей, и проблема в том, что почти все хотят детей от трех до пяти лет и в основном девочек.
«Труднее всего обстоят дела с детьми-инвалидами – их усыновляют реже», — говорит министр.
Одной из причин того, что так много детей-инвалидов ждут в очереди на усыновление, по словам министра, являются низкие пособия. «Родители не могут отказаться от работы, ведь этим детям нужно круглосуточное присутствие. Однако если ребенок помещается в детский дом, то расходы государства на уход за ребенком в центре социального ухода составляют порядка 800 евро в месяц», — отмечает министр.
Если ребенок с тяжелой степенью инвалидности, то семья получает доплату в размере 106,72 евро к государственному семейному пособию, а также пособие по особому уходу — 213,43 евро в месяц.
Министр рассказывает, что на приоритеты сферы благосостояния в этом году выделено лишь 8,6 млн евро, и 2,7 млн евро она направит на повышение пособий по уходу за детьми-инвалидами. Таким образом, пособие в этом году может составлять 313 евро вместо 213 евро.
По данным министерства, усыновители требуются 621 ребенку, из которых 405 старше десяти лет, а 106 получили инвалидность.
В период с января 2016-го по декабрь 2018-го, по данным регистра усыновления, в Латвии и за рубежом было усыновлено 18 детей-инвалидов. На данный момент в процессе усыновления (переданы на предусыновительный уход) находятся 4 ребенка-инвалида.
О том, что делать, чтобы эти дети попадали в семьи, Петравича сказала следующее: «Сейчас мы работаем над пилотным проектом с квартирами, в которых смогут жить новые родители с этими детьми. Квартиры будут оборудованы всем необходимым для детей-инвалидов. И если им не будет найдена семья, то они смогут оставаться жить там. Но это все еще на стадии пилотного проекта».
Для того чтобы расширить возможности интеграции инвалидов, министр планирует активнее заниматься тем, чтобы эти люди попадали на рынок труда. А чтобы этот процесс был эффективнее, по словам Петравичи, необходимы поправки в Закон о труде, так как сейчас работодатели, по ее мнению, не хотят принимать инвалидов, потому что в случае необходимости их труднее уволить.
Для того чтобы улучшить ситуацию с усыновлением, министр планирует ввести новое пособие для усыновителей – на каждого усыновленного ребенка, который был на внесемейном уходе. Планируемый размер пособия — 107,50 евро в месяц на ребенка до шести лет и 129 евро в месяц на ребенка с 7 до 18 лет.
По ее мнению, совсем избавиться от детдомов невозможно, а вот уменьшить число сирот – да. «У меня нет такой мечты – совсем отказаться от детдомов, но имеющиеся детдома хотелось бы сделать такими, которые будут максимально приближены к семейной обстановке, то есть чтобы в одном доме жило не больше 8 детей».
«Надо вкладывать в человека, а не в бетон»
В Латвии слишком много людей подвержены риску бедности. Гарантированный уровень прожиточного минимума сейчас составляет 53 евро, а при статусе нуждающейся семьи (лица) и малообеспеченного – 128 евро. «Эти цифры не менялись с 2008 года, не считая того, что в 2018 году на пару евро был скорректирован гарантированный минимальный доход. Эти суммы также не индексируются», — отмечает министр.
«При этом муниципалитеты могут выделять дополнительные доходы [нуждающимся]. Они могут достигать даже 400 евро, но это зависит от муниципалитета», — говорит Петравича.
Порталу BNN Петравича рассказывает, что Министерство благосостояния уже разработало план улучшения минимального дохода на 2019-2021 гг., чтобы уменьшить бедность и социальное неравенство. Как поясняет министр, главная цель плана – повысить минимальные пенсии, изменить расчетную базу – с 64 евро на 94 евро, а также увеличить минимум социальных пособий до 94 евро.
«Моим приоритетом всегда был человек: деньги надо вкладывать в человека, а не в бетон. Министерство понимает, что это очень затратные процессы, а поскольку бюджет этого года – технический, то в нем почти ни какие новые приоритеты средств нет. Поэтому этот план [увеличения пенсий] переносится на следующий год – 2020-й. Улучшение системы минимальных пособий – приоритет номер один в планах на следующий год», — рассказывает она.
Петравича напоминает, что фискальное пространство ограниченное и все партии подписались за то, чтобы не нарушать его. «В этом году на изменение пенсионной системы потребовалось бы порядка 19,6 млн. А в 2020 году потребуется немного больше», — говорит она.
Министр отмечает, что над бюджетом 2020 года Сейм начнет работать в апреле. «Тогда и придется бороться за то, чтобы были повышены хотя бы минимальные пенсии и минимум соцпособий. И через год, когда мы как правительство выполним свою задачу, сможем говорить с муниципалитетами о том, чтобы и они подняли гарантированный прожиточный минимум и прожиточный минимум малообеспеченного лица».
Что делать пенсионерам сейчас, когда большинству не хватает на повседневные расходы?
«В этом году произойдет индексация пенсий. Она будет объемнее, так как будут индексироваться не только пенсии, но доплаты к пенсиям, составляющие 1,50 евро до 31 декабря 1995 года за каждый год стажа, а с 1996 по 2011 год – один евро. Раньше эти доплаты никогда не индексировались», — рассказывает министр благосостояния. Она обещает, что бóльшая индексация пенсий ждет и тех людей, которые проработали 45 лет и больше – вместо нынешних 70% будет 80%. Она добавляет, что, «конечно, было бы идеально, если мы могли применять к этим индексациям 100%, а не какую-то часть».
Петравича подчеркивает, что на все, что Минблаг меняет хотя бы на один евро, в итоге уходят миллионы.
«Мы не можем обещать, что уже в следующем году будем хорошо жить»
По поводу общей ситуации в сфере благосостояния Петравича сказала, что еще много работы. «Наибольшие препятствия – всегда отталкиваемся от того, что нет финансирования или денежек столько, сколько есть», — говорит министр.
«С так называемым техническим бюджетом не можем обещать быстрого улучшения условий жизни», — говорит Петравича.
Еще одна проблема, с которой предстоит бороться Латвии и Минблагу, — это дефицит высококвалифицированных кадров. «Этот вопрос, скорее всего, придется рассматривать на ближайших заседаниях. На данный момент одним из вариантов может быть сокращение периода, в течение которого работники могут подавать заявки. Сейчас это 30 дней. И если местный не подает заявку, тогда можно выбрать иностранного. Период подачи заявки может быть сокращен на 14 дней», — поясняет министр.
По поводу предстоящей работы Петравича рассказала следующее: «Сначала хочу начать со своего «дома» — Министерства благосостояния и пересмотреть все бюджеты – как и на что мы тратим. Хочу посмотреть, где можем, а где не можем урезать [средства]. И так шаг за шагом идти вперед, ведь приоритетов очень много: дети, одинокие пенсионеры старше 65 лет, которые подвержены риску бедности, неполные семьи, которые тоже в большей степени подвержены риску бедности. В общем, работы здесь предостаточно. Надо проходить по одной сфере и стараться находить средства».
«Я должна добиться того, чтобы вся коалиция, все партии поверили в то, что это действительно неотложный вопрос, нам надо вкладывать в человека, и он не может долго ждать. Сколько пенсионер может ждать? Не надо вкладывать в бетон. Разумеется, есть вещи, которые нам нужны, но эти вопросы очень болезненные и острые, и государство должно их решать», — отметила министр благосостояния.