Во вторник, 15 февраля, подкомиссия Сейма по уголовно-правовой политики отклонила предложения министра внутренних дел Латвии Марии Голубевой, предусматривающих введение административного наказания за дискриминацию и разжигание ненависти или вражды.
За условно похожие нормы в настоящее время предусмотрено наказание в Уголовном законе.
На заседании комиссии прозвучали опасения, что такое регулирование позволило бы административно наказывать за дискриминацию, совершенную без злого умысла и по неосторожности. Также комиссия указала на риск, что в случае несовпадения мнений какая-то из позиций может трактоваться как разжигание ненависти.
Предложение министра внутренних дел предусматривает установление штрафа в размере от 250 до 550 евро за расовую, национальную, этническую или религиозную дискриминацию или дискриминацию иного рода.
При этом останется в силе норма Уголовного закона о том, что дискриминация по признаку расовой, национальной, этнической или религиозной принадлежности либо дискриминация иного рода, если она причиняет значительный вред, наказывается лишением свободы на срок до одного года или временным лишением свободы, или пробационным надзором, или общественными работами или денежным штрафом.
По этому поводу депутат подкомиссии Юрис Ранцанс (НКП) сослался на Стамбульскую конвенцию, в которой, как утверждает депутат, говорится, что мужчины дискриминируют женщин. Если бы конвенция была ратифицирована в будущем, введение административных штрафов за дискриминацию создало бы абсурдное регулирование, которое, по мнению депутата, привело бы «к наказанию всех мужчин».
Председатель подкомиссии Андрей Юдин (НЕ) также не поддержал это предложение, отметив, что оно не требует последствий и позволит привлекать к административной ответственности любого, не проанализировав, совершено ли оно с намерением или по неосторожности.
Полиции приходилось бы в каждом случае, указывающем на неравное отношение, применять штраф, создающий юридический риск, считает политик.
Представитель Генпрокуратуры Гунтис Берзиньш указал, что в тех случаях, когда за одно и то же нарушение предусматривается как уголовная, так и административная ответственность, полиция возбуждает дело об административном правонарушении. Он упомянул пять административных процессов, на месте которых «100%» должны были быть возбуждены уголовные дела, но прокуратура может отменить решения полиции и возбудить уголовное дело, если появятся дополнительные обстоятельства.
Следовательно, и в этом случае существует риск прекращения действия соответствующей нормы Уголовного закона, следует из заявления представителя Генеральной прокуратуры.
Представитель Государственной полиции Ансис Пумпурс заявил, что не отвергает категорически эти предложения, но их следует еще тщательно проработать.
Подкомиссия Сейма отклонила также второе предложение Голубевой о применении штрафа в размере от 250 до 550 евро за действия, направленные на возбуждение ненависти или разжигания вражды по признаку пола, возраста, инвалидности или любому другому признаку.
Представитель Министерства внутренних дел Вилнис Витолиньш пояснил, что не во всех случаях такие нарушения являются уголовно наказуемыми, но такие ситуации нежелательно оставлять без наказания. Юдин же отметил, что данное предложение содержит те же самые риски, что и предыдущее.
В свою очередь, представитель Бюро омбудсмена Кристине Пакаркле выразила поддержку второму предложению министра внутренних дел, отметив, что ненависть и нетерпимость в обществе существенно возросли, однако встречаются случаи, когда враждебность не достигает уровня уголовного преступления, например, не выявлен или не доказан существенный вред.
Пакаркле отметила, что такие деяния против малозащищенных групп продолжаются, также работают интернет-порталы, которые не удаляют из раздела комментариев высказывания ненависти, наносящие вред интересам людей.
Ранцанс придерживается противоположного взгляда на предложение Голубевой. Он обеспокоен тем, что в случае внесения такой поправки любое мнение, не совпадающее с мнением представителя защищенной группы, может трактоваться как разжигание ненависти.
Существует соблазн вовлечения государства в решение межличностных отношений с целью навязывания определенных взглядов, считает политик.
Представитель Министерства юстиции Иоланта Лаура между тем заявила, что для защиты личных интересов лучше всего использовать уголовное или гражданское регулирование, а не административное.