Большинство морских грузов с восточного побережья Балтийского моря отправляются из или в Россию и другие страны СНГ. Страны Балтии вместе контролируют 42% грузовых потоков в этом регионе, остальной объем переваливают российские порты.
Рижский свободный порт, являющийся ведущим портом стран Балтии, занимает лишь четвертое место после портов Приморска, Усть-Луга и Санкт-Петербурга, свидетельствуют результаты исследования конкурентоспособности балтийских портов, проведенного международной консалтинговой компанией KPMG.
Отраслевые эксперты подчеркивают, что решающую роль в развитии портов стран Балтии в будущем будет играть действия управляющих портами учреждений, а также ответственных органов государства и самоуправлений, поскольку портовые терминалы и предприниматели оказывают довольно маленькое влияние на основные факторы, определяющие конкурентоспособность портов – географическое расположение, политическую и регулятивную среду, специфику управления портами и предоставляемые основные услуги. Отмечается, что расходы на использование портов и терминалов также оказывают на конкурентоспособность портов довольно слабое влияние, поскольку они составляют лишь малую часть общей логистической цепи.
«Наибольшее влияние на конкурентоспособность портов оказывают самоуправления, государство и международные учреждения (например, Европейский союз), которые определяют общие правила игры и таким образом влияют на конкурентоспособность всей отрасли. Столь же решающим является уровень влияния руководства порта, которое отвечает за публичную инфраструктуру, определяет принципы управления и таким образом влияет на работу отдельных терминалов. При этом операторы терминалов могут напрямую влиять только на уровень инфраструктуры и услуг, но не могут существенно повлиять на факторы, оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность порта», – прокомментировала ассоциированный директор ООО KPMG Baltics Юлия Масане-Осе.
«Одного выгодного географического расположения не достаточно, чтобы конкурентоспособность порта можно было бы считать высокой, поскольку на это влияют и другие факторы, например, качество портовой инфраструктуры, открытость границ, доступность железнодорожной инфраструктуры, таможенные налоги и прочие факторы, на которые портовые терминалы повлиять не могут», – отметила Масане-Осе.
В таких важных грузовых сегментах, как нефть, каменный уголь и контейнерные грузы порты стран Балтии отстают от российских портов, но лидируют в сегменте грузов минеральных удобрений, грузов Ро-Ро (накатные грузы) и грузов из продуктов лесной промышленности.
На восточном побережье Балтийского моря лидером по перевалке нефтяных продуктов является российский порт в Приморске. Сейчас все более важную роль берет на себя также стремительно растущий порт Усть-Луга – его развитие считается одной из причин, по которым порт Таллина в 2012 году потерял по сравнению с прошлым годом 26% потока нефтяных грузов. Порт Усть-Луга уже стал главным игроком в сегменте перевалки каменного угля, его доля рынка в регионе составляет 37%. За портом Усть-Луга следует лидер предыдущих лет – Рижский свободный порт (доля рынка – 35%), который достиг наибольшего объема перевалки в сегменте каменного угля в 2012 году – 41%.
Порт Санкт-Петербурга, переваливающий 59% контейнерных грузов в регионе, – несомненный лидер в сфере потока контейнерных грузов, который составляет 40% от общего грузооборота в порту. Этот же порт является ведущим в сегменте металлических грузов, поскольку переваливает почти 60% от общего объема металлических грузов в регионе.
В сегменте грузов Ро-Ро в портах восточного побережья Балтийского моря наблюдается постепенный прирост объема грузов на 14% за последние два года, а ведущее место в данном сегменте занимает порт Клайпеды. Крупнейшим центром пассажирских перевозок в странах Балтии с 9 млн перевезенных пассажиров в 2012 году является Таллинский порт.
Лидером по перевалке минеральных удобрений является Клайпедский порт. Следует отметить, что этот грузопоток зависит от урожая, и в этом году в регионе он увеличился на 19%. В следующем году ожидается стабилизация грузопотока на уровне 2010 года. Подобно грузам с минеральными удобрениями, грузопоток сельскохозяйственных продуктов тоже зависит от цен на глобальном продовольственном рынке, а также от погодных условий. Благодаря хорошему урожаю общий объем грузов в 2012 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 60%. В данном сегменте ведущим является Лиепайский порт – грузооборот сельскохозяйственной продукции здесь достигает 40%.
В сегменте продукции лесной промышленности – единственном сегменте, в котором постоянно наблюдается сокращение объема грузов – ведущими остаются латвийские порты, в том числе Рижский свободный порт, который переваливает более половины общего оборота лесной продукции в регионе.
102.108.108.5899