Проблема в управлении портами заключалась в отдельных лицах и коррупции, а не в самом законодательстве, считают участники дискуссии о роли портов в развитии Латвии.
Представитель Вентспилсского свободного порта Гиртс Валдис Кристовскис сказал, что причины реформы — не модель управления как таковая, а ее плохое исполнение, а именно: из-за корыстных интересов отдельных людей нынешняя модель управления дискредитируется.
Также он отметил, что цель министра транспорта Талиса Линкайтса ясна, и она ориентирована на введение принципов ОЭСР о хорошем управлении. «Я призвал министра сбалансировать интересы трех китов — государства, муниципалитетов и предпринимателей. Если это будет сделано, тогда бизнес будет успешным, а порты будут хорошо работать».
Адвокат Артурс Спигулис обратил внимание на судебные разбирательства против портовых управлений. Он пояснил, что суд постановил, что портовые управления не должны заниматься оказанием услуг. А теперь новые поправки предусматривают такую возможность, которая, по словам Спигулиса, противоречит решению суда.
Спигулис подчеркнул, что задача портового управления — обеспечивать среду, чтобы коммерсанты могли работать.
Представитель Ассоциации арендаторов Лиепайского порта Айнарс Крейцс отметил на дискуссии: «Если стивидорные услуги или перевалку грузов сможет осуществлять портовое управление, то это угроза для предпринимателей».
Крейцс от имени предпринимателей выразил обеспокоенность в связи с поправками, которые позволят портам самим заниматься коммерческой деятельностью.
Министр транспорта Талис Линкайтс сказал, что поправки необходимы и что порты будут реорганизованы согласно записанному в плане правительства, чтобы они соответствовали принципам ОЭСР о хорошем управлении.
Дискуссия состоялась в четверг, 29 октября. Ее организовали торговые палаты Ирландии, Великобритании, Швейцарии и Vitol в сотрудничестве с обществом Baltijas Asociācija – transports un loģistika.