Несмотря на активные возражения предпринимателей, формирующие коалицию партии в понедельник, 15 марта, выразили поддержку предложенной министром транспорта Латвии Талисом Линкайтсом («Новая консервативная партия» — НКП) модели управления портами. Это следует со слов должностных лиц после заседания Совета по сотрудничеству.
Сопредседатель «Развитию/За!» (РЗ) и министр здравоохранения Латвии Даниэлс Павлютс отметил, что «Развитию/За!» с уверенностью поддержало годами зревшую портовую реформу. По мнению политической силы, все три крупнейших латвийских порта, в том числе и Лиепайский порт следует реформировать в общества капитала с четкой, эффективной моделью управления, указал политик.
В то же время, учитывая разные мнения коалиционных партий, РЗ пошло на компромисс и согласилось с тем, что до преобразования Лиепайского порта следует завершить реформы в Рижском и Вентспилсском портах, отметил Павлютс.
BNN уже писал том, что
ни предприниматели, ни партнеры по сотрудничеству не поддерживают нынешнюю реформу, поскольку она не имеет никакого экономического обоснования и четкой цели, оправдывающей ее необходимость.
К тому же, как указали ранее сами предприниматели, в Министерстве транспорта никто не прислушался к их мнению по данному вопросу.
Член правления и исполнительный директор Rīgas Universālais termināls Янис Касалис отмечает: «Высказать мнение и быть услышанным, учесть его — это две разные вещи. Мы считаем, что то мнение, которые мы высказали, попросту не было учтено, да».
Представители работающих в Рижском, Вентспилсском и Лиепайском портах компаний просили провести экономическую оценку, подготовить видение и определить цели, которых хочет достичь министерство. На несколько писем ответы так и не были получены. В программе Nekā personīga отмечается, что на собрании госсекретарей идея была раскритикована. Вовлеченные работодатели сильно критиковали спешку и то, что не считаются с мнением предпринимателей.
Председатель общества Baltijas asociācija – transports un loģistika (Балтийская ассоциация — транспорт и логистика) Иварс Ландманис: «Есть вопрос, который, конечно же, беспокоит всех — это необязательно только Лембергс, Мерони или еще какое-то известное в портах лицо. Если сейчас бизнес-среда оказывается под угрозой, то это интересует всех. Об этом свидетельствует то, что все мы объединились. Лиепая, Рига, Вентспилс. В Вентспилсе я говорил об этом деле минимум с 90% предприятий, и все мы едины».
Также по теме: Портовые города Латвии не согласны с изменениями в управлении портами
По завершении заседания правительства в понедельник премьер-министр Кришьянис Кариньш сообщил, что после довольно продолжительных дискуссий в коалиции 15 марта все же принято решение поддержать разработанный Министерством транспорта и министром Линкайтисом вариант, который и будет продвигаться [в правительстве].
И заместитель председателя фракции Нацобъединения в Сейме Янис Домбрава отметил, что по данному вопросу все коалиционные партнеры были единодушны в том, что вопрос о реформе Вентспилсского и Рижского порта необходимо продвигать дальше. С его слов следует, что ни один из представителей коалиции не увидел существенных противоречий.
В то же время министр юстиции и соратник Линкайтса по партии Янис Борданс утверждает, что данное решение потребовало десятки лет и падения нескольких правительств.
В понедельник коалиция договорилась о «капитальном ремонте» в портах. «Латвийские порты смогут развиваться, и это хорошая новость для тех, кто хочет, чтобы традиции хорошего управления были начаты и в латвийских компаниях, в том числе в портах», — подчеркнул политик.
Он не скрывал опасений в связи с тем, что пока реформа в определенной мере приторможена по времени и в территориальном плане, но хорошая новость состоит в том, что реформа начнется также в Рижском и Вентспилсском портах. Министр особенно подчеркнул, что и в Вентспилсском порту будут введены традиции хорошего управления, в которых также примет участие и государство, и которые обеспечат развитие различных отраслей и гарантируют безопасность на уровне НАТО.
Борданс указал, что перед началом реформы в Лиепайском порту можно будет «потренироваться» на территориях Рижского и Вентспилсского портов, освоить лучший опыт и на основании хороших исследований провести также реформы и в Лиепайском порту.
Министр юстиции указал, что в прежней коррумпированной системе не было возможности обеспечить хорошую работу и в таких обществах капитала, как порты, однако нынешнее правительство взялось за ряд реформ, в том числе за реформу в модели управления портами. По его мнению, эта реформа — повод для нападок на правительство.
Премьер пояснил, что в министр транспорта главным образом хочет преобразовать оба порта в общества капитала. Кариньш выразил поддержку идее о том, чтобы полностью деполитизировать общества капитала, передав управление в руки профессионалов, а одну часть акций меньшинства в размере 5-10% котировать на фондовой бирже.
По его мнению, это поспособствует развитию Рижской фондовой биржи и обеспечит в этих предприятиях стандарты прозрачного и хорошего управления. По мнению Кариньша, порты превратятся в государственные активы, которые можно будет таким образом преобразовать и управлять ими иначе.
Однако главный упор в реформе делается на искоренении политического контроля во всех обществах капитала, а также в том, чтобы не было одного министра, который напрямую влиял бы на конкретное предприятие.
Правительство соответствующим образом сможет сконцентрироваться на стратегических решениях, а руководство портами станет профессиональным.
Как сообщалось ранее, в феврале на коалиционном собрании Линкайтс представил новую модель управления портами, однако до сих пор в коалиции не удавалось договориться об этой модели.
Изменениями к закону о портах Минтранспорта предлагает для управления Рижским и Вентпилсским свободными портами, а также Лиепайской специальной экономической зоной создать государственные общества капитала, акции которых смогут получить и самоуправления.
Учитывая влияние работы портов на самоуправления, а также число принадлежащих самоуправлению объектов собственности, которые уже сейчас переданы в управление управлениям портов, в законах о портах и о Лиепайской СЭЗ предусмотрено, что в коммерческом предприятии, осуществляющем функции управления портом, у самоуправления также есть право приобрести акции предприятия при условии, что государству останется не менее двух третей акций.
Таким образом самоуправление и впредь сохранит активное участие в портах, сможет контролировать использование его имущества и соблюдение интересов самоуправления.
В свою очередь, в Лиепайской СЭЗ, чтобы способствовать участию частного сектора в управлении СЭЗ, предусмотрено право Лиепайской городской думы делегировать своего представителя для работы в совет коммерческого предприятия.
Всю собственность, которая сейчас принадлежит Управлению Рижского свободного порта и Управлению Вентспилсского свободного порта как производным юридическим лицам публичного права, предусмотрено инвестировать в основной капитал новообразованного общества капитала в качестве инвестиции от государства (в случае в Рижским портом) и в основной капитал АО Ventas osta (в случае с Вентспилсским портом). Собственность, которую государство или самоуправление ранее передало в ведение управления порта, планируется и впредь передать под управление общества капитала, которое будет осуществлять функции управления в соответствующем порту.
Ранее Минтранс указал, что главная цель изменений — ввести принципы управления государственными обществами капитала на основании рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), таким образом сделав структуру управления портами более понятной для партнерам на международном уровне.