Предприниматели и несколько коалиционных партнеров против портовой реформы Латвии. Уместна ли она сейчас?

Несколько правительств Латвии распалось, так как пытались реформировать порты. Больше года латвийский министр транспорта обещает реформировать три крупнейших порта республики, но этого так и не произошло. Против предприниматели и несколько партнеров коалиции, рассказывает телепередача Nekā personīga («Ничего личного») на TV3.

Работающие в портах упрекают министра транспорта Талиса Линкайтса («Новая консервативная партия» — НКП) в том, что он игнорирует бизнесменов и хочет проводить реформу без экономической оценки.

В беседе с телепередачей Nekā personīga министр сказал, что сейчас самое подходящее время для реформы, так как Айварс Лембергс за решеткой.

Осенью крупнейшие предприниматели портов Риги и Лиепаи забили тревогу из-за того, что непонятный и затянувшийся план министра транспорта реформировать порты мешает работе.

«Высказать мнение и быть услышанным, учесть его — это две разные вещи. Мы считаем, что то мнение, которые мы высказали, попросту не было учтено, да», — говорил в сентябре прошлого года член правления Rīgas Universālais termināls, исполнительный директор Янис Касалис.

Все началось 9 декабря 2019 года, когда Айварса Лембергса и Управление Вентспилсского свободного порта США включили в санкционный список. Работа в Вентспилсском порту была парализована.

Правительство в спешке учредило государственное акционерное общество Ventas osta, чтобы оно следило за портом. Вентспилсский и Рижский порты перешли в управление государства. Из правлений были исключены представители муниципалитетов. Остались лишь представители министерств.

Через девять дней Вентспилсский свободный порт был вычеркнут из санкционного списка, однако процесс перехода портов под госуправление лишь набирал обороты. Должности лишился управляющий Вентспилсским портом Имантс Сармулис, занимавшийся этим 25 лет. Его министр заменил на руководителя службы внутренней безопасности Управления Рижского свободного порта Андриса Пурмалиса.

Правление и совет нового предприятия Ventas osta были назначены без конкурса. На должности попали в основном министерские чиновники, которые не имели отношения к портовому бизнесу.

Министр обещал быструю инвентаризацию имущества Вентспилсского порта и его дальнейшую передачу новой компании, которая будет соблюдать методы хорошего управления. Чиновников сменят профессионалы, и в управляемом олигархом Вентспилсе начнутся новые времена. Но до сих пор этого не произошло.

Теперь в порту три хозяина — учрежденное Вентспилсской думой предприятие Ventspils osta, под надзор которого переданы несколько дорогих объектов портовой собственности. И это было сделано еще когда Лембергс был на свободе. Второй хозяин — Управление Вентспилсского порта. Третий — государственное АО Ventas osta.

Телепередаче Nekā personīga известно, что один член правления и четыре члена совета Ventas osta получили зарплаты на общую сумму 52 284 евро.

Размер зарплаты каждого из работников не раскрывает ни предприятие, ни Министерство транспорта.

Читайте также: У санкций США — «юбилей». Лембергс снова положил глаз на контроль за портом

Созданному на пустом месте новому хозяину порта АО Ventas osta были нужны деньги на зарплаты и прочие расходы, поэтому Управление Вентспилсского свободного порта позволило забрать несколько своих договоров с работающими в порту судовыми агентами.

Журналисты Nekā personīga отмечают также, что часть денег истрачена таким образом, часть переведена обратно портовому управлению. В этом году было решено, что на заработанные деньги Ventas osta почистит портовый канал, так как с моря нагоняется песок.

Управление Вентспилсского свободного порта в конце прошлого года объявляло подобную закупку работ по углублению порта.

Обе стороны согласны, что получается дублирование работ, но причина тому — затянувшаяся министерская реформа.

Управляющий Вентспилсским портом Андрис Пурмалис: «По поводу углубления, да, и в углублении задействована Ventspils osta, и они планируют, в каком объеме будут участвовать в этом процессе. Содержание судоходных каналов — одна из основных функций Управления Вентспилсского свободного порта. Эта фунция будет передана Ventas osta, а если мы говорим о разделе недвижимости, то, конечно, крайне важно учитывать эти правила Кабинета министров, согласно которым нам доверено предпринимать конкретные меры».

Читайте также: Мнение | Портовые коммерсанты категорически против портовой реформы

«Например, Управление Вентспилсского свободного порта в сотрудничестве с АО Ventas osta создало общую комиссию, которая проводит инвентаризацию имущества Управления Вентспилсского свободного порта, в том числе переданного ему во владение», — рассказывает Пурмалис.

«А вот тут возник интересный вопрос, ведь это запутанная история о том, как из имущества Управления Вентспилсского свободного порта был вытащен этот юридический статус, и мы внезапно превратились из собственника во владельца, — говорит он. —

Это работа на протяжении всего года, и это запутанное дело еще не доведено до конца. Думаю, что в ближайшее время мы выступим с инициативой и расскажем историю о том, как появилась эта собственность Вентспилсской думы».

Ventas osta год рассматривала договоры, которые заключены в порту с предпринимателями. Министр транспорта уже ознакомлен с результатами аудита. Новый управляющий порта обещает открытия о том, как городская дума забрала себе несколько объектов портовой собственности, которые до этого были государственным имуществом. Nekā personīga известно, что для рассмотрения было нанято адвокатское бюро Cobalt. Сумма договора не разглашается.

«Был создан механизм, позволяющий легитимно заполучить от Управления Вентспилсского свободного порта и имущество, и средства. Но он не будет задействован. Будет, парни, по-другому. Мы как портовое управление будем решать, как дальше хозяйничать на своей территории. Возьмем, к примеру, то здание, где мы сейчас сидим. Это здание Управления Вентспилсского свободного порта на ул. Яня, 19.

Это здание на портовые сборы построило Управление Вентспилсского свободного порта, и в то время оно находилось немного в другом юридическом статусе, но при строительстве здания использовались эти средства — установленные государственным законом средства.

Потом мы задаром передали это здание думе. А дума отдала нам его обратно во владение. Взяло его в свою собственность и зарегистрировало в земельной книге. Так это было. Простому человеку со стороны непонятно, как его можно было получить, поэтому я хочу, чтобы эти сложные отношения были урегулированы сейчас, без вытаскивания меча и размахивания им направо и налево, а путем переговоров, разговоров, пусть юристы договариваются, как это все может быть. Будут и наши предложения в Кабинете министров, и в следующий раз мы сможем говорить об этом», — пояснил Пурмалис.

Пока Ventas osta и управление свободного порта изучают имущественные договоры, в Вентспилсе падает объем грузов. По сравнению с февралем прошлого года спад грузооборота в Вентспилсе оказался самым большим в Латвии — 33,50%. Министр транспорта утверждает, что планы по реформе остались прежние, что осенью он будет готов двигаться с ними вперед. Его поддерживает и бывший министр экономики, а ныне здравоохранения.

«На мой взгляд, сейчас самое подходящее время для этого, так как предыдущий «архитектор» системы управления портами сидит в тюрьме», — говорит Линкайтс.

Портовая реформа Линкайтса прошла несколько кругов консультаций. Она была представлена на собраниях с предпринимателями.

Предприниматели ее раскритиковали и не приняли.

Работающие в портах Риги, Вентспилса и Лиепаи требовали экономической оценки реформы, ее перспектив и цели, которую министерство хочет достичь. Несколько писем остались без ответа.

На собрании госсекретарей идея была раскритикована. Вовлеченные работодатели сильно критиковали спешку и то, что не считаются с мнением предпринимателей.

Президент Латвийской конфедерации работодателей Виталий Гаврилов: «Ну, если у тебя цель — навести порядок в этой отрасли и именно в этой тяжелой ситуации… Если вы взгляните на последнюю статистику, которую они показывают, ну, спад действительно есть… Экономической оценки, как говорят предприниматели, нет. Нет ни одного инвестиционного плана… Каким будет результат всего этого — никто не знает».

Председатель общества Baltijas asociācija – transports un loģistika Иварс Ландманис: «Есть вопрос, который, конечно же, беспокоит всех — это необязательно только Лембергс, Мерони или еще какое-то известное в портах лицо. Если сейчас бизнес-среда оказывается под угрозой, то это интересует всех. Об этом свидетельствует то, что все мы объединились. Лиепая, Рига, Вентспилс. В Вентспилсе я говорил об этом деле минимум с 90% предприятий, и все мы едины».

Несколько коалиционных партнеров из «Нового единства» и Национального объединения считают происходящее негативным и поспешным и выступают против включения Лиепаи в планы по реформе. Там порт работает с ростом, дума, государство и предприниматели сидят за один столом, модель сотрудничества прозрачная, говорят журналисты телепередачи.

В понедельник, 15 марта, с министром транспорта будут разговаривать представители Национального объединения, которые называют портовую реформу «внутреннием проектом Новой консервативной партии».

«Посмотрим, согласны ли с этим и другие правящие партии. Я, разумеется, реалист, и понимаю, что уже два правительства распались из-за портовой реформы. Мне не хотелось бы, чтобы это правительство стало третьим. Если коалиция скажет, что это не актуально, тогда это будет сигнал и для общества», — сказал Линкайтс.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости