Спустя почти шесть месяцев после нападения России на Украину реакция западных стран на кризис в Украине к удивлению многих была мощной и в целом единой, сообщает новостное агентство CNN.
Трансатлантическому альянсу удалось добиться соглашения между его членами о предоставлении финансовой поддержки и безвозмездном предоставлении Киеву вооружения. Кроме того, соглашение достигнуто и по вопросам прекращения использования российской энергии и введения санкций, напрямую касающихся как президента Российской Федерации Владимира Путина, так и его приближенных.
Однако кризис длится уже почти полгода, и должностные лица по все Европе опасаются, что единодушие может исчерпаться.
С началом суровой зимы в Европе, как ожидается, вырастут цены на продовольствие, а объем энергии для отопления домов будет ограничен. Все это будет происходить на фоне возможного экономического спада.
Президенту Украины Владимиру Зеленскому, который сумел привлечь внимание Запада и побудить страны поддержать Украину в войне, станет сложнее удержать внимание европейских лидеров, если война затянется.
«Для Украины вызов остается тем же, что и в первый день — удержать Запад на своей стороне, поскольку расходы на поддержку Киева весьма велики не только из-за шантажа Путина в вопросах поставок газа и зерна, но и из-за расходов на экономическую и гуманитарную поддержку» — отметил старший консультант аналитического бюро Chatham House Кир Джилс.
«Возможно, именно поэтому Зеленский сказал, что хотел бы, чтобы война закончилась до рождественских праздников, поскольку истинной проблемой станет добиться, чтобы Запад сдерживал свои обещания в долгосрочной перспективе», — считает Джилс.
Дипломаты и должностные лица ЕС ежедневно обсуждают вероятный топливный кризис предстоящей зимой.
В 2021 году Россия обеспечивала около 55% от общего объема импорта газа в Европе.
Для данного материала CNN опросило ряд европейских чиновников и дипломатов, пожелавших сохранить анонимность.
Один из высокопоставленных европейских дипломатов, комментируя заключенное странами ЕС соглашение о сокращении потребления российского газа на 15%, отметил, что ЕС будет трудно сдержать обещание полностью исключить Россию, когда речь зайдет о получении прибыли от газа и других источников.
Джилс считает, что часть стран Западной Европы находятся в относительной безопасности, поскольку они находятся в удалении от России и их трудно убедить в том, что зависимость от российской энергии является катастрофической уязвимостью, и эти страны продолжают надеяться на то, что отношения с Россией все же вернуться в привычное русло.
Многие должностные лица западных стран указывают на опасения по поводу того, что в какой-то момент политические лидеры могут решить, что лучшим решением станут переговоры о мирном урегулировании конфликта в Украине. Беспокойство вызывает и то, что
стратегия Запада относительно вооружения украинцев становится краткосрочным решением затянувшейся проблемы — войны, не имеющей какого-либо видимого срока окончания.
Один из представителей НАТО сообщил CNN, что изначально Россия не ожидала, что ответная реакция Запада будет столь мощной. В тактическом плане Кремль многое понял ошибочно. С политической точки зрения, поддерживать сплоченность и поддерживать Украину, поставляя оружие и жертвуя ей деньги, было довольно легко
«Со временем оружие, которое мы поставляем, стало более сложным, как и обучение, необходимое для его эффективного применения. Хорошая новость в том, что это оружие помогает украинцам устоять. Плохая новость — чем дольше затянется война, тем меньше будут поставки такого вооружения, его будет сложнее передавать», — добавило должностное лицо.
Кроме экономических и военных расходов, влияющих на щедрость Запада, существуют и довольно серьезные опасения, что
в случае затягивания войны, мир начнет от нее уставать.
Представитель НАТО считает, что начать антипутинскую кампанию в феврале было легко, но теперь война вошла в скучную стратегическую стадию.
Конечно, странам Европы будет непросто остановить оказание поддержки, но изменения могут произойти на уровне определенных «параметров» поддержки, которые определяют, какой именно исход они поддерживают.
Например, Германия и Франция публично заявили, что между Западом и Москвой необходимо наладить диалог. Президент Франции Эммануэль Макрон неоднократно заявлял, что в какой-то момент переговоры между Россией и Украиной должны состояться.
Канцлер Германии Олаф Шольц получил в свой адрес потоки критики в связи с неоднозначной позицией в вопросе о российском газе, а также недавно в связи с вопросом о запрете выдачи виз гражданам России для въезда в ЕС.
Следующие несколько месяцев станут для Европы самыми сложными с начала войны.
Жители всего континента ощутят кризис подорожания жизни. Некоторым придется выбирать между отоплением дома и покупкой продуктов.
Соответственно, политическим лидерам будет сложно найти оправдание расходов, выделяемых в поддержку далекой страны, особенно, когда часть жителей вполне могут считать, что они уже проявили достаточную щедрость, оказывая поддержку беженцам из Украины.
Многие представители стран Запада выразили также беспокойство по поводу того, что в определенный момент политические лидеры могут решить, что лучшим решением станет заключение мирного соглашения, что расходится с предпочтительным для Украины конечным результатом, а именно — заставить российские войска вернуться к изначальным границам.
Большинство должностных лиц Европы признают, что никто не знает, как закончится эта война. И хотя большинство хотели бы, чтобы Украина добилась целей — противостоять Путину и изгнать российские войска с территории страны, из истинная поддержка еще не прошла всю проверку.
Правда в том, что, если придет черед мирных переговоров и достижения перемирия, это не будет столь важным для стран, не имеющих общих границ с Россией и которые, откровенно говоря, не считают Москву единственной причиной нынешнего экзистенциального кризиса.