В четверг, 10 ноября, во время встречи в Таллине премьер-министры стран Балтии достигли значительного прогресса в вопросе о железнодорожном проекте Rail Baltica, сообщил пресс-секретарь Домбровскиса Мартиньш Панке.
В дискуссии участвовал и вице-президент Европейской комиссии, еврокомиссар по транспортным вопросам, Сийм Каллас, который подтвердил, что Rail Baltica сможет получить софинансирование Европейского союза в размере 85% от общих расходов. Панке подчеркивает, что это очень важный сигнал, поскольку общие расходы на проект очень большие, а финансирование будет выделено вдобавок к средствам кохезийского фонда.
Домбровскис, эстонский премьер Андрус Ансип и премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс договорились о создании отдельного предприятия с главным офисом в Риге, которое займется реализацией проекта.
Ранее сообщалось, что страны, участвующие в проекте Rail Baltica, смогут претендовать на финансирование, необходимое для изучения совместимости железнодорожных путей и для работ по возведению ж/д линии, которые начнутся уже до 2020 года. При этом финансирование будет выделяться и на последующих этапах планирования и реализации проекта вплоть до 2030 года.
В октябре эксперт Европейской комиссии Джеймс Понд опроверг возражения других экспертов, которые считают, что проект Rail Baltica не окупится. Он отметил, что есть эксперты, которые считают, что проект окупится и в экономическом, и в финансовом плане. Трудно привлечь погрузчика, если еще нет рельсов. В то же время он отметил, что что странам Балтии и Польше необходимо принять общее политическое решение о реализации Rail Baltica, иначе деньги, предусмотренные для этой цели, будут потеряны.
По подсчетам английской консалтинговой компании Aecom Ltd., для Латвии реализация проекта Rail Baltica стоит 1,27 миллиардов евро (889 млн. латов), а для всех трех стран Балтии – 3,68 млрд. евро (2,57 млрд. латов).
Главная цель проекта – восстановить прямую связь с европейской железнодорожной сетью и, соединив Хельсинки, Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин, способствовать региональной интеграции. Потенциально маршрут можно будет продлить до Венеции.
Ref: 102.108.108.190