Рынок новых автомобилей и вся отрасль в целом пережили крупнейший в истории спад, поскольку нет ни одной отрасли, в которой рынок за два года кризиса упал бы на 90%, сказал в интервью новостному агентству BNN президент Латвийской ассоциации уполномоченных автоторговцев (ЛАУАТ) Андрис Кулбергс.
Кроме того, он отметил, что латвийский автопарк становится самым старым в Европейском союзе (ЕС): в Латвии техосмотр проходят автомобили, чей возраст в среднем составляет 12,5 лет, в ЕС средний возраст автомобилей – 7 лет, в Эстонии – 8,5 лет, а, например, в Люксембурге, – всего 2 года.
1. Каковы важнейшие события в Вашей отрасли за последнее время?
Одна из важных тенденций, которая наметилась в латвийской отрасли автоторговли, это рост объема лизинговых сделок в общем количестве новых зарегистрированных автомобилей. В августе лизинговые компании финансировали уже 62% нового автопарка, тем самым, приближаясь к максимальной отметке, достигнутой в 2007 году – 88%, – что является предпосылкой к росту рынка новых автомобилей и стабильности развития отрасли в будущем.
Второе важное событие – это борьба автоторговцев за то, чтобы объявленные госучреждениями конкурсы закупок о поставке новых автомобилей соответствовали общим принципам честной конкуренции, чтобы средства государства и налогоплательщиков использовались с максимальной пользой, и чтобы в результате был достигнут оптимально выгодный исход конкурса.
2. Ощущаете ли Вы нехватку квалифицированной рабочей силы?
Однозначно ощущается дефицит квалифицированных механиков в автосервисах, особенно не хватает электриков, специалистов по диагностике и покраске. Многие специалисты во время кризиса эмигрировали в другие страны ЕС в поисках большего заработка. Это создало дефицит специалистов в отрасли торговли автомобилями и их ремонта. В связи с этим возникает необоснованное требование повысить зарплаты, но их невозможно компенсировать коррекцией цен в сторону увеличения, поскольку покупательская способность клиентов все еще очень низкая.
3. Какие изменения в латвийском законодательстве Вы хотели бы видеть?
Очень важный момент в нашей отрасли – катастрофическая диспропорция налогов и пошлин на автотранспорт между странами Балтии. Отдельные позиции могут отличаться в 24 раза. В Латвии расходы на налоги и пошлины за автомобиль за три года составляют 550 латов, в Эстонии – 161 лат, а в Литве – 15 латов, что в 14 раз меньше. Например, впервые регистрируя автомобиль, латвийский автовладелец в виде налогов и пошлин платит 360 латов, в Эстонии это 125 латов, а в Литве – 15 латов, что уже в 24 раза меньше. Эта диспропорция в налогах и пошлинах сильно влияет на конкурентоспособность Латвии в масштабе Балтии и даже на конкуренцию между крупнейшими компаниями, базирующимися в Латвии. Приобретая автомобиль с латвийской регистрацией, по сравнению с другими странами Балтии, здесь приходится значительно переплачивать. Таким образом, значительный объем налогов проходит и мимо латвийской госкассы.
Хотелось бы видеть четкую, стратегически ориентированную налоговую политику, которая была бы направлена на обновление государственного автопарка, а не такую, как сейчас, когда наш автопарк становится самым старым в Европейском союзе. Добавлю, что в Латвии средний возраст автомобилей, которые проходят технический осмотр, составляет 12,5 лет, в ЕС – 7 лет, в Эстонии – 8,5 лет, а, например, в Люксембурге и вовсе 2 года.
4. Каким образом кризис повлиял на Вашу отрасль?
Рынок новых автомобилей и наша отрасль пережили сильнейший по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, спад, потому что в Латвии нет ни одной другой отрасли, в которой рынок за два года кризиса упал бы на 90%. Так, например, в 2008 году спад составил 41%, а в 2009 году – уже 81%.
В период кризиса объемы продаж упали до уровня 1997 года, но сейчас мы уже достигли уровня 2003 года. Чтобы добиться наивысшей точки, как в 2007 году, необходимо развитие экономики еще в течение 7-10 лет.
В целом автомобильная отрасль потерпела значительные убытки, которые сохранялись и в 2010 году. Стабилизация и возврат к первой прибыли начался лишь в 2011 году.
Сокращение количества занятых людей в результате консолидации тоже было внушительным, то же самое можно сказать и о сокращении зарплат в отрасли в целом.
Вот некоторые финансовые результаты членов ЛАУАТ:
1) Спад оборота: -50% в 2009 году; -27% в 2008 году (в 2007 году -777 млн. латов; в 2008 году -577 млн. латов; в 2009 году -289 млн. латов);
2) Прибыль/убытки: в 2008 году -11,5 млн латов; в 2009 году -24 млн. латов; (в 2007 году +21,4 млн. латов);
3) Занятость: в 2009 году -22% (в 2008 году 3 735 человек; в 2009 году 2 920 человек); в 2010 году сокращение количества работников продолжалось;
4) Количество членов ЛАУАТ: 2011 году – 43; в 2010 году – 40; в 2009 году – 45; в 2008 году – 48; в 2007 году – 48;
5) Налоги, заплаченные членами ЛАУАТ в госкассу: в 2007 году 197,7 млн. латов; в 2008 году 136,4 млн. латов; в 2009 году 46,4 млн. латов (критические изменения в налоговых доходах государства (в 2009 году на 150 млн. латов меньше, чем в 2007 году); в «тучные» годы члены ЛАУАТ были важными налогоплательщиками и трудоустраивали множество работников).
Общие убытки отрасли в 2009 году составили рекордно высокую сумму, которая превысила общую прибыль всех членов ассоциации. Эти убытки образовались из-за реализации больших запасов автомобилей по ценам ниже себестоимости, что делалось для того, чтобы освободить денежные средства и рассчитаться с банками. Быстро сократить расходы предприятия при столь стремительном спаде рынка было просто невозможно.
В целом за два года латвийский рынок новых автомобилей по сравнению с показателями 2007 года пережил девятикратное сокращение. Запасы многих автодилеров и импортеров создавались на основании растущего прогноза рынка, а девятикратный спад рынка подвигнул их предпринять экстремальные шаги, чтобы освободиться от неадекватно больших запасов на фоне низкой покупательской способности. Эти запасы пришлось реализовать с убытками в 20-40% за каждый автомобиль. Второй год кризиса, 2009-й, был критическим для автодилеров, это был экстремальный тест на выживание.
Финансовый кризис в Латвии практически уничтожил средний слой общества, который больше не мог позволить себе ничего лишнего, чего уж говорить о новой машине. В результате, сильно упал сегмент небольших автомобилей. Объемы в сегменте машин премиум-класса пережил умеренный спад, поскольку у зажиточных людей денег было еще достаточно, чтобы позволить себе новый автомобиль.
5. Как Вы оцениваете политику правительства по улучшению экономической ситуации в стране?
Важнейшая проблема Латвии, которая особенно выражена в сфере обслуживания автомобилей (сервис и ремонт), – это доля теневой экономики, которая в целом по отрасли достигает уже 90%. Крупнейшие страховщики доверили выполнение ремонтных работ так называемым «дешевым кустарным сервисам», которые не платят налоги и предлагают демпинговые цены, чего официальные дилеры позволить себе не могут.
Мы считаем, что со стороны государства не хватает целенаправленной и эффективной работы по борьбе с коррупцией и теневой экономикой – надо ликвидировать неуплату налогов, которая сильно уродует конкуренцию, и пересмотреть государственные закупки, которые не ориентированы на компании, платящие налоги. В правилах конкурса, в критериях отбора претендентов, надо внести требование, которое обязывало бы предоставить справку из СГД или подтверждение, что претендент платил налоги хотя бы в течение трех лет. К сожалению, в конкурсах государственных закупок чаще всего побеждают предприятия, которые обходят налоги.