Растущий продолжительное время оборонный бюджет был всего лишь лицедейством и в действительности наивысший пункт — 1,6 процентов от внутреннего валового продукта (ВВП), — который был достигнут в 2008 году, был достигнут при включении многомиллионных расходов, которые, в сущности, не были напрямую связаны с оборонной отраслью.
Как «расходами на оборону» назывались даже «постановка радиопьесы» и «издательство литературных работ», рассказывает программа de facto на телеканале Latvijas Televīzija.
После вступления Латвии в НАТО оборонный бюджет за десять лет вырос со 133 млн евро до 370 млн в высшей точке в 2008 году, когда было вроде как достигнуто 1,6% от общего бюджета. На сегодняшний день эта сумма составляет 225 млн евро, или 0,91% от ВВП.
Однако процентная кривая выглядела бы иначе, если убрать расходы, которые, мягко говоря, «притянуты за уши». До 2009 года в оборонный бюджет пытались включить все, что мало-мальски можно было отнести к этой отрасли. Например, мост через Гаую в Адажи: в него было вложено 3,7 млн евро, или 2,6 млн латов из оборонного бюджета. Но в реальности единственная связь с оборонной отраслью здесь такая, что мост находится на пути в адажский гарнизон.
Сотни тысяч на организацию визитов президента страны, миллионы для Бюро по защите Конституции, расходы на охрану Банка Латвии, на пограничную охрану — это лишь некоторые позиции, которые были включены в оборонный бюджет для того, чтобы он в процентном соотношении выглядел как можно больше.
К тому же до 2008 году нашлись и сотни тысяч евро на восстановление памятников, строительство радиотелескопа в Вентспилсской высшей школе, а также на поддержку издательства книги Имантса Зиедониса. И под интеграцией в НАТО скрывалась даже поддержка постановки радиопьесы «Король Намейтис».
Особые отношения у оборонного бюджета сложились со спортом. При ходатайствовании политиков, через счета министерств к спортивным федерациям и частным спортивным клубам шел щедрый денежный поток: почти до полумиллиона евро в год каждому клубу. Из-за кризиса в 2009 году этот финансовый поток перекрыли и больше не восстанавливали.
Параллельно этому Министерство обороны поддержало строительство и восстановление 52 спортивных объектов. Правда, как бы парадоксально ни звучало, в том месте, где каждый день собирается больше всего солдатов — в адажском гарнизоне — спортзал не восстановлен. За рамками приоритетов осталась и другая крупная военная часть — в Алуксне. Таков был на тот момент политический распорядок дня, теперь уже признает госсекретарь Министерства обороны Янис Сартс.
Но широкая интерпретация в отношении оборонных расходов была присуща не только латвийским политикам. Так, например, Франция в оборонные пункты включила свою жандармерию. В связи с этим до 2008 года фактические расходы стран на оборону трудно сравнивать. «До известного момента мы могли использовать эту старую формулировку (НАТО) для того, чтобы доказать, что они (расходы) соответствуют формулировке. Но я думаю, что такой творческий подход целого ряда стран по включению различных вещей в оборонный бюджет и процент привело к тому, что эта формулировка была сужена для того, чтобы очень точно сказать, что же можно включать, а чего нельзя», — говорит Сартс.
Уже пять лет как из оборонного бюджета были изъяты все вышеупомянутые расходы. В настоящий момент кроме бюджета Министерства обороны и его подведомственных учреждений и Национальных вооруженных сил, в позиции, из которой высчитывается процентный вклад в общую безопасность, остается только агентство кибербезопасности CERT, а также Латвийское агентство геопространственной информации, Яунсардзе и расходы на охрану президента, но больше не на командировки и прочие траты.
В настоящее время, когда звучат обещания об увеличении бюджета, армия ждет новые бронемашины, надеется развивать навыки Отряда специального назначения и инженерно-технические умения. Но в то же время армию один за другим покидают десятки хорошо обученных солдат. Многие ищут новую работу из-за зарплаты. С 2009 года, когда жалованье солдат было сокращено в среднем на 100-300 евро в месяц, снова стали доплачивать только десять евро. (Полковнику в среднем минус 324 евро, капитану — минус 205, сержанту — минус 139 и солдату минус 96.) Если денег будет больше, то сперва их обещают вложить в солдат.
Политики на фоне событий в Крыму снова обещают рост оборонного бюджета. В этот раз по-настоящему. Хотя бы до тех пор, пока о нем говорят в повелительном наклонении. «Этот рост — до 2% от ВВП — и ежегодно по 0,2% будет при условии успешного роста бюджета. Если бюджет не развивается успешно, тогда придется снова думать, и тогда голословные заявления и битье в грудь со словами о 2% для обороны и все может закончится очень плохо», — говорит руководитель комиссии Сейма по обороне внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнарс Латковскис.
Руководитель комиссии Сейма по национальной обороне Валдис Затлерс не допускает возможности, что неповышение оборонного бюджета может не произойти: «Его намерения ясны. И уровень угрозы в мире достаточно высок, чтобы здесь царил популизм».
«Самое большое зло для оборонного бюджета — это если пойдут разговоры о доплатах, а солдаты останутся за рамками этого», — считает командующий НВС, генерал-лейтенант Раймондс Граубе.
Упреки в том, что латвийские политики не выполняют обязательств по вкладу в государственную оборону, звучат регулярно. А особенно на собраниях, где Латвия должна докладывать о своем прогрессе в развитии своей обороноспособности. Говоря об ошибках, которые допускаются при трате именно выделенных на оборону денег, отмечаются следующие моменты: слишком много закупается экипировки и систем, которые были ненужны другим странам, оборудование слишком разное, чтобы вместе хорошо работало. И что самое главное — без современного управления персоналом армия теряет ценные кадры.
Ref:102.112.103.066