Линас Егелевичус, специально для BNN
Министерство финансов Литвы наконец-то представило планируемую налоговую реформу, вызвавшую лавину критики и возражений со стороны налоговых экспертов, политиков и общественности. И на сей раз это не будет бурей в стакане воды.
Некоторые считают, что если правящая партия «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) продвинут проект дальше, она таким образом забьет очередной гвоздь в свой политический гроб и подорвет собственные шансы на предстоящих выборах в правительство в следующем году.
Бывший премьер-министр, ныне депутат Сейма Литвы Саулюс Сквернялис сказал: «То, что происходило во время подготовки реформы, было полнейшим абсурдом — после многократного затягивания процесса без каких-либо объяснений, правые партии выступили с чем-то, что можно назвать «налоговым Франкенштейном». К сожалению, ничего из этого не обсуждалось с оппозицией.
Сейчас этот «налоговый Франкенштейн» появился в Сейме, и я чувствую, что депутаты правящей партии попытаются хитростью утвердить его в завершении весенней сессии,
настаивая на том, что вопрос очень срочный и тому подобное. Именно в хаосе проще «протолкнуть» недоделанную работу».
В центре налоговой реформы — увеличение налога на недвижимое имущество и отмена налоговых льгот для самозанятых. Именно предложение увеличить налог на недвижимость привлекло особое внимание СМИ и владельцев недвижимости. Министерство финансов считает, что налог нужно рассчитывать для каждого объекта в отдельности, а не для общего числа объектов одного владельца. Последнее входило в планы правительства еще в прошлом году. Если изменения будут приняты, это расширит обоснование налога, и под него попадет половина объектов недвижимости в стране.
И хотя в каждом самоуправлении налог не будет применяться к скромному имуществу, налог в размере 0,06% от стоимости недвижимого имущества будет применяться к объектам, стоимость которых не превышает 1-2 медианы стоимости недвижимости.
Налог на имущество, стоимость которого в два раза больше, чем медиана стоимости, составит 0,01% от стоимости имущества. В Вильнюсе медиана стоимости на жилые объекты недвижимости составляет 60 100 евро, что означает, что только то имущество, стоимость которого превышает эту сумму, будет облагаться налогом. Следует также добавить, что доходы от сбора налога пополнят казну самоуправлений, а не бюджет правительства.
Министр финансов Литвы Гинтаре Скайсте отметила, что пенсионеры и лица социально малозащищенных групп общества смогут попросить отложить применение налога до тех пор, пока имущество не будет продано и передано новым владельцам.
Министерство финансов также предложило увеличить до 20% подоходный налог индивидуальным коммерсантам.
Повышение ставки планируется осуществлять постепенно. Нынешняя ставка будет в силе до 2024 года.
Налоговая реформа предусматривает, что жители, чей общий годовой доход составляет от 60 до 120 средних заработных плат (примерно 101 000 — 201 000 евро), будут платить не только подоходный налог с населения в размере 20%, но дополнительный налог в размере 5%. Тем же, у кого общий объем доходов превышает 120 средних заработных плат, придется платить дополнительный налог в размере 7%.
Министерство предложило также чтобы лица, у которых имеется разрешение на ведение бизнес-деятельности и чьи доходы превышают 20 тыс. евро в год, должны регистрироваться как индивидуальные коммерсанты, что также будет означать для них дополнительные налоги. Нынешнее законодательство позволяет самозанятым выбирать между получением разрешение на предпринимательскую деятельность и регистрацией индивидуальной занятости. Кроме того, со следующего года самозанятым нужно будет платить социальный налог, который будет рассчитываться от 90% облагаемых налогом доходов. До сих пор социальные выплаты учитывались с 50-100% облагаемых налогами доходов. Уровень доходов, с которого компаниям нужно регистрироваться как плательщикам НДС, с 2024 года будет повышен до 55 тыс. евро в год.
До сих пор литовцы могли избегать уплаты налога, если собственность передавалась близкому родственнику путем дарения. Министерство решило поставить точку в этой практике.
Предложено, что со следующего года имущество стоимостью более 300 тыс. евро, передаваемое в дар между родными людьми, в том числе супругами, родителями, детьми, пожилыми родственниками и внуками, будет облагаться налогом. Если дар получен от братьев или сестер, налог будет применяться, если стоимость имущества превышает 150 тыс. евро.
Министр финансов так прокомментировала опубликованные планы реформы, готовящейся более двух лет: «Дискуссии окончены, рекомендации продвигаются дальше, чтобы способствовать росту экономики, ее преобразованию и более справедливому разделению налогов».
Президент Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Литвы Дайва Чибириене рассказала, что столь объемная реформа не проводилась с момента восстановления независимости Литвы. «Предложено множество изменений, и они коснутся всех. Заявление министерства о том, что что реформа затронет лишь четверть жителей, неверно, это определенно неверные числа».
Председатель Литовской ассоциации малых предприятий и торговцев Зита Сорокиене рассказала программе Delfi tema, что, когда готовились условия реформы, малые предприятия остались в стороне. Сначала Министерство финансов консультировалось с ними, но потом совместные встречи прекратились, и реформа стала сюрпризом.
Главный экономист литовского отделения банка Luminor Жигмантас Маурицас комментирует:
«У меня возникло ощущение, что реформа сдвинулась с изначальных целей и превратилась в реформу повышения налогов».
По словам ассоциированного профессора Университета Миколаса Ромериса Витаутаса Думбляускаса, СО-ХДЛ вынуждены были действовать в вопросах налогов после того, как Всемирный банк в прошлом году указал Литве на недостатки налоговой системы. Профессор подчеркнул: «Нет никаких сомнений в том, что любая налоговая реформа — чувствительный вопрос, который позднее может отразиться на политиках.
Будет любопытно посмотреть, как за налоговую реформу будут голосовать либеральные партии в коалиции».
Парламентское голосование о налоговой реформе запланировано на май. Если Сейм утвердит реформу, большая часть изменений вступит в силу в 2026 году. Министерство финансов отмечает, что изменения могут принести государству дополнительно 447 млн евро.