Кризис – подходящий момент для снижения налогового бремени в Латвии, сообщил в интервью Latvijas Radio руководитель управления монетарной политики Банка Латвии Улдис Руткасте.
Он отметил, что в Латвии налоговое бремя на рабочую силу сравнительно велико — выше среднего показателя в странах ОЭСР, а также выше, чем в Литве и Эстонии.
«Это означает, что нашим предприятиям выплачивать зарплаты работникам выходит дороже, чем многим нашим конкурентам. Вместе с тем было бы логичным снизить налоговое бремя на рабочую силу и перенести недополученные налоговые поступления на другие налоговые категории. Кризис — подходящий момент для снижения налогового бремени, поскольку в этом случае выгода для экономики будет гораздо большей», — сказал Руткасте.
Он также отметил, что сокращение налогового бремени могло бы помочь жителям, которые в период кризиса потеряли работу, быстрее вернуться на рынок труда, а предприятия могли бы успешнее конкурировать на рынке.
«Это дало бы экономике две хорошие вещи: помогло бы предприятиям успешнее конкурировать в данной посткризисной ситуации, а также позволило бы людям, которые из-за кризиса остались без работы, скорее вернуться на рынок труда»,
— сказал Руткасте.
Он также отметил, что в Латвии основу налогового бремени составляет подоходный налог с населения (ПНН) и взносы обязательного социального страхования (ВОСС), в том числе налоговое бремя на рабочую силу пропорционально выше у получателей низких зарплат.
«Если бы мы хотели снизить налоговое бремя так, чтобы разгрузить именно получателей низких зарплат от налогового груза, то, к сожалению, сокращением ПНН тут особо уже не помочь, поскольку необлагаемый минимум, а также льготы на иждивенцев определяют, что именно получатели низких зарплат платят очень маленький ПНН — льготы приближаются к зарплате и платить ПНН уже не с чего. В итоге основу налогового бремени на рабочую силу с низкими зарплатами создает социальный налог, который в Латвии довольно высок», — сообщила Руткасте.
Он также отметил, что в связи с этим налоговое бремя можно было бы снизить, снизив налоговую ставку ВОСС, а недостачу налоговых доходов, которая возникнет в госбюджете, можно было бы компенсировать другими налогами, например, потребительскими, увеличив налог на добавленную стоимость (НДС).
«Чтобы компенсировать сокращение ставки ВОСС на четыре процентных пункта, ставку НДС необходимо повысить примерно на 2-3 процентных пункта, что, конечно, для жителей, если это произойдет разом, создаст дополнительную нагрузку», — указал Руткасте, добавив, что поэтому Банк Латвии предлагает увеличить ставку НДС на один процентный пункт, вернувшись к ставке в 22%, которая в свое время уже была в Латвии, а недостаток прочих налоговых поступлений компенсировать, пересмотрев налоговый режим для микропредприятий и другие благоприятные режимы налоговых выплат, а также, возможно, введя минимальные социальные взносы.
Согласно опубликованной Банком Латвии информации, чтобы обеспечить работнику месячную зарплату в размере 1 000 евро «на руки», латвийские предприятия вынуждены платить в виде налогов 743 евро, а в Литве и Эстонии соответственно 710 и 561 евро.
В Латвии общая ставка государственных взносов обязательного социального страхования составляет 35,09%, в том числе работник платит 11%, а работодатель — 24,09%.