Хотя Латвия уже год как вернулась к экономическому росту, довольно отчетливо проявилось двухуровневое восстановление экономики или экономика двух скоростей. Это повод для беспокойства, поскольку ситуация может обернуться острой социальной проблемой, уверен руководитель Nordea banka Валдис Сикснис.
Одна ситуация складывается, когда речь идет о профессионалах, о хорошо оплачиваемых работниках. Например, если банку Nordea понадобятся руководитель филиала или менеджер по корпоративным сделкам, таких специалистов будет трудно найти. К тому же требования к зарплате уже вернулись к докризисному уровню. Для этих людей кризис закончился, они вновь могут довольно хорошо продавать себя на рынке труда, сказал банкир в интервью журналу Klubs.
Есть довольно большая часть общества, у которой нет соответствующих навыков, способностей или желания, они потеряли надежду, а их шансы найти работу и, соответственно, говорить об окончании кризиса довольно ограничены, добавил Сикснис. Несколько другая ситуация отмечена в официальной статистике, где больших изменений не видно.
Вместе с тем социальный пробел между людьми с разным опытом, навыками и способностями растет. Людям надо использовать то, что предоставляет им государство и негосударственные организации, чтобы совершенствовать себя и успешно вернуться на рынок труда, либо начать реализовывать свою частную инициативу.
Говоря о пенсионной системе в Латвии, эксперт признал, что, скорее всего, в будущем выход на пенсию будет означать переход на работу меньшей интенсивности, например, на полставки, а не как сейчас, когда человек ничего не делает.
Когда мы смотрим на тех, кому сейчас 30-40 лет, мы не думаем, что у нас есть еще 20-30 лет активной жизни. Скорее всего, это время продлится гораздо дольше и может продолжаться почти до гробовой доски. Возможно, некоторые из нас, имея крепкое здоровье, проживут и до 90-100 лет, уверен Сикснис.
Такая пенсионная система, как сейчас, будет слишком дорогой, мы не сможем ее выдержать. То, что мы получим от государства – будет пенсией первого уровня. Государство не сможет дать больше, чем пособия, которые не позволят умереть с голоду, считает Сикснис.