То что сейчас очень мешает сформировать коалицию это стиль, в котором ведутся переговоры. В медленном процессе виноваты сами политики, считает новый спикер Сейма Латвии Эдвардс Смилтенс.
«У господина Кариньша такой господствующий, авторитарный стиль ведения переговоров о формировании коалиции».
Председатель Сейма отмечает, что с самого начала переговоров ставились ультиматумы, а именно о том, что будет либо четырехпартийная коалиция, либо ее не будет совсем. «Эта история длилась первые четыре недели. Затем дискуссия продолжилась на «столярную» тему — должно ли у [коалиционного] кресла быть три или четыре ножки».
«Затем был ультиматум о создании нового министерства, что фактически означало бы раздробление Министерства экономики и Министерства охраны окружающей среды и регионального развития. Мы должны были уступить.
Следующая история была о меморандуме, текст которого создавался на основании приоритетов «Нового Единства», а не в процессе консультаций.
В конце концов и Объединенному списку, и Национальному объединению все же удалось вставить и кое-что, что было важно обеим другим партиям».
Смилтенс также выразил недовольство тем, как было объявлено потенциальное распределение сфер ответственности. «Через пять минут после подписания меморандума мы вошли в помещение для пресс-конференций, и Кариньш, вынув из кармана листок, зачитал свой вердикт о том, «что у партий следующее видение распределения министерств».
«У нас возник вопрос, почему распределение было таким, учитывая, что ранее никаких консультаций не было и не обсуждалось, каковы были сильнейшие политические линии, векторы у каждой фракции. Думаю, предложение министерств составлялось без какого-либо анализа сильных сторон каждой из фракций.
Это показало, что переговоры о формировании правительства ведутся в авторитарном стиле».
Новый спикер Сейма также указал, что главный критерий, по которому потенциальная коалиция договорилась, это то, что министр должен быть безупречно компетентен в соответствующей отрасли. «Кандидат должен обладать знаниями и пониманием конкретной сферы, за которую он будет нести ответственность. Ну, это логично».
«Еще одним критерием, например, в области внутренних дел, было озвучено то, что новый министр должен быть способен осуществить чрезвычайно сложные реформы и принимать быстрые, своевременные решения, чтобы нам было проще преодолеть кризис», — сказал Смилтенс.
«То есть нужно максимально использовать потенциал каждой фракции, чтобы поддерживать доверие общества и чтобы и другие партнеры по коалиции четко понимали, что премьер хочет создать успешное правительство».
Смилтенс согласился с высказыванием президента Эгилса Левитса о том, что работать по-старому больше нельзя. «Нельзя больше просто распределить кресла, построить свои элитные хозяйства и пытаться четыре года их как-то вытягивать».
«Необходимо сотрудничество! Например, в вопросах детей и демографии. Эти отрасли политически «живут» во многих министерствах. Если эти вопросы не объединить в четкой политике, задействовав департаменты разных министерств, которые совместно работают над решением этих вопросов, ничего не изменится», — считает политик.
В заключении Смилтенс подчеркнул: «Нам предоставлен мандат доверия, и избирателей интересует не то, какую власть мы получим, а то, что мы изменим, что совершим в этот период на тех должностях, которые нам доверят».
Также по теме: Дзинтарс: позорным считалась бы неспособность трех опытных организаций договориться о формировании правительства