В конце прошлого года Европейская комиссия утвердила выделение софинансирования в размере неполных 12 млн евро для двух проектов развития Рижского свободного порта. Они не только поспособствуют коммерческой деятельности, но и «помогут усовершенствовать военную мобильность и оборонные функции Латвии и ее союзников», сообщило управление Рижского свободного порта.
Размер выделенного на оба проекта софинансирования составляет до 50% от общих расходов. Проекты предусматривают, во-первых, улучшение инфраструктуры портовых причалов на Кунздиньсале, перестройку и улучшение подъездных путей, перестройку железнодорожной инфраструктуры; во-вторых, пополнение портового технического флота «новым и многофункциональным транспортом»: дочернее предприятие управления Рижского свободного порта закупит судно, оснащенное оборудованием для ледокольных функций.
Судно с гибридным двигателем также применимо для размещения буев, проведения измерений и обеспечения функций поддержки при сборе загрязнений, а также в работах по углублению дна. Также планируется, что дополнительно новое судно будет оказывать поддержку Латвийской пограничной службе и службам береговой охраны. Оно будет применяться в различных операциях по перевозке оборудования военного назначения и персонала, а также в спасательных операциях.
Закупка нового судна стоимостью 10,79 млн евро ориентировочно запланирована на 2024 год.
Перестройку инфраструктурного комплекса на Кундзиньсале управление Рижского свободного порта будет осуществлять в сотрудничестве с работающим там частным оператором контейнерного терминала — ООО Baltic Container Terminal. Он обслуживает не только различные контейнерные грузы, но и может осуществлять логистику колесной военной техники. Это позволит существенно улучшить и увеличить пропускную способность автомобильного и железнодорожного транспорта в контейнерный терминал на Кундзиньсале.
Управление Рижского свободного порта осуществит работы за 8,26 млн евро (что составит 66% от общей суммы расходов). Компания Baltic Container Terminal в сотрудничестве с управление Рижского свободного порта обеспечит продление линии причала для судов к контейнерному терминалу, построив дополнительный участок и обеспечив углубление дна акватории. Расходы на эти работы составят 4,25 млн евро (33% от общего объема проекта). Это позволят принимать и обслуживать судна с большей грузоподъемностью.
Проект планируется начать в 2023 году, а завершить полностью — в 2024 году.