Спустя 51 час обсуждений и дебатов с несколькими перерывами во вторник Сейм принял в окончательном чтении Закон о государственном бюджете на 2022 год, согласно которому доходы латвийского государства составят 10,6 млрд евро, а расходы 12,4 млрд евро.
За принятие бюджета проголосовали 52 депутата, против — 37.
Сейм приступил к работе над пакетом госбюджета 15 октября, а в окончательном чтении начал его рассматривать 15 ноября. Бюджет рассматривался в течение пяти дней, на протяжении 51 рабочего часа, включая перерывы. Всего в бюджет и его сопутствующие законы поступило 567 предложений.
В ходе обсуждения бюджета на следующий год звучали как конструктивные предложения о том, как улучшить жизнь населения, так и взаимные оскорбления, критикующие друг друга за невыполнения обещаний и за «перефинансирование» или недофинансирование определенных отраслей.
Некоторые члены коалиции признали, что на отдельные предложения и предупреждения оппозиции следовало бы обратить внимание, однако предложения, подданные оппозицией так, и не получили поддержки.
Это второй бюджет в истории Латвии, который принят частично удаленно, используя введенную в конце 2020 года платформу e-Saeima.
К окончательному чтению было подано 232 предложения. Ряд из них был связан с так называемыми «депутатскими квотами» коалиции, которые подверглись резкой критике со стороны оппозиции. В общей сложности почти два млн евро были разделены между различными организациями, ассоциациями, религиозными общинами и самоуправлениями.
Согласно проекту, изначально поддержанному правительством и представленному в Сейм, в 2022 году доходы консолидированного государственного бюджета прогнозируются на уровне 10,663 млрд евро, а расходы — в размере 12,406 млрд евро. По сравнению с планом в законе о государственном бюджете за 2021 год, в государственном бюджете 2022 года предусмотрено увеличение доходов на 1,078 млрд евро и расходов — на 1,642 млрд евро.
Доходы основного государственного бюджета в 2022 году прогнозируются на уровне 7,47 млрд евро, а расходы — 9,226 млрд евро (брутто).
Увеличение расходов основного бюджета по сравнению с планом за 2021 год составляет 1,417 млрд евро, или 18,1%. Увеличение расходов на 1,006 млрд евро предназначено для финансирования основных функций государства, а увеличение на 410,9 млн евро — на софинансируемые ЕС проекты.
В госбюджете 2022 года предусмотрено значительное повышение заработной платы медикам, учителям и работникам сферы внутренних дел.
Значительные дополнительные средства предусмотрены на меры, связанные с государственной безопасностью.
Одним из основных налоговых приоритетов правительства является снижение налоговой нагрузки на рабочую силу. Чтобы продолжить понижать налоговую нагрузку на рабочую силу малообеспеченных слоев населения и улучшить конкурентоспособность предприятий среди стран Балтии, необходимо дальнейшее повышение необлагаемого минимума подоходного налога с населения (ПНН), а также повышение необлагаемого минимума пенсионерам.
В 2022 году на эти изменения запланировано 93,8 млн евро исходя из того, что максимальный дифференцированный необлагаемый минимум, а также необлагаемый налогом минимум пенсионера с 1 января следующего года составит 350 евро, а с 1 июля — 500 евро в месяц.
Доходы и расходы бюджета государственного специального социального страхования прогнозируются на уровне 3,438 млрд евро и 3,387 млрд евро (брутто).
Увеличение расходов государственного специального бюджета по сравнению с планом 2021 года составят 214,5 млн евро или 6,8%.
Также планируется увеличение максимального дифференцированного необлагаемого минимума и необлагаемого минимума пенсий с 1 января 2022 года с 300 до 350 евро в месяц и с 330 до 350 евро в месяц соответственно, и увеличение обоих минимумов с 1 июля 2022 года до 500 евро в месяц.
Предусмотрено увеличение зарплаты в приоритетных сферах (медикам, педагогам, работникам сферы внутренних дел, а также льготы на услуги здравоохранения от работодателя, включенные в коллективный договор, в размере 480 евро в год.
В законопроектах, включенных в госбюджет следующего года предусмотрено снижение ставки НДС с 12% на 5% на книги и периодические издания (такие как газеты, журналы, бюллетени и др.), которые выходят в печатной или электронной версии (за исключением приобретение книг в режиме онлайн или при их загрузке с сайтов) и их абонементы.
Предусмотрено также увеличение максимального объекта обязательных взносов государственного социального страхования с 62 800 до 78 100 евро, а также увеличение доходов на различные неналоговые позиции.
Сценарий среднесрочного макроэкономического развития на 2021-2024 годы, разработанный в июне 2021 года, основываясь на данных внутреннего валового продукта (ВВП) первого квартала 2021 года, а также доступной до июня этого года краткосрочной макроэкономической информации и утвержденных правительством мерах по поддержке последствий кризиса в народном хозяйстве, вызванного пандемией Covid-19.
Основным толчком экономического роста Латвии в 2021 году станет рост частного потребления, который быстро восстановился во втором квартале этого года после снятия ограничений и улучшения потребительских настроений. Следовательно, в целом за год он может увеличиться на 6,3%.
Принимая во внимание низкую базу, рост частного потребления в 2022 году может составить 10,4%, однако частное потребление будет всего на 5,5% выше, чем в 2019 году.
Сценарий среднесрочного макроэкономического развития на 2021-2024 годы, предусматривает рост валового внутреннего продукта (ВВП) Латвии в 2021 году на 3,7%, в 2022 году — на 5%, в 2023 году — на 3,5%, в 2024 году — на 3,4%. Улучшение макроэкономических прогнозов – самая лучшая экономическая реакция на вызовы пандемии.
Сценарий среднесрочного макроэкономического развития основан на предположении о том, что развитие экономики в 2021 и 2022 годах будет определяться успешным преодолением кризиса из-за Covid-19 в мире и в основных странах-партнерах Латвии по внешней торговле, а также улучшением настроений потребителей.
Объем инвестиций в этом году может увеличиться на 4,1%, а в 2022 году достигнет уже 8,5% прироста. Этот рост обеспечит доступность фондов ЕС и механизма восстановления и устойчивости, а также реализацию проекта Rail Baltica.
Среднегодовая инфляция в 2021 году прогнозируется в размере 2%, в 2022 году — 2,4%, а в 2023 и 2024 годах — 2%. По сравнению с прогнозами февраля, прогноз инфляции на 2021 год увеличился на 0,6 процентных пункта, а на 2022 год – на 0,4 процентных пункта. Более стремительный рост потребительских цен будет определяться ростом мировых цен на сырье, в том числе ростом цен на нефть и продукты питания, а также ускорением роста экономики в Латвии и ростом цен на услуги.
В 2022 году, в связи с быстрым ростом экономики уровень безработицы в Латвии снизится до 7%. Количество трудоспособного населения немного увеличится в 2022 году и до 2024 года стабилизируется на уровне 900 000.
Прирост средней брутто-зарплаты в этом году прогнозируется в размере 8%, средняя заработная плата увеличится до 1 234 евро. В следующем году рост зарплат может составить 6%.