Президент Латвии Эгилс Левитс не считает нужным разговаривать с авторитарным лидером Белоруссии Александром Лукашенко в контексте кризиса нелегальной миграции, сообщили в Канцелярии президента Латвии.
Президент Литвы Гитанас Науседа (Gitanas Nausėda) указал в интервью британской телекомпании BBC, что кризис нелегальной миграции, обострившийся на границе Европейского союза (ЕС) с Белоруссию, может быть разрешен в том числе путем переговоров с Лукашенко. Объясняя сказанное президентом, его офис позже подчеркнул, что это не будет означать признание минского режима легитимным.
Однако слова Науседы вызвали в Литве довольно бурную реакцию как депутатов Сейма, так и политических экспертов.
Его высказывания были охарактеризованы как неожиданные и министром иностранных дел Литвы, который напомнил, что до сих пор президент более уверенно выступал против контактов с Лукашенко.
Однако на просьбу прокомментировать позицию президента Латвии по этому вопросу представитель Государственной канцелярии президента ответила, что позиция Латвии уже была четко выражена, в том числе на уровне президента. Дейчмане подчеркнула, что ЕС и Латвия ожидают действий со стороны режима Лукашенко по прекращению гибридной атаки на границы ЕС, а также освобождению политических заключенных и окончанию насилия против гражданского общества Белоруссии.
«Режиму в Минске не следует надеяться, что давление на границы ЕС принесет легитимность режуму Лукашенко. Мнение Латвии и ЕС останется неизменным: Белоруссии как можно быстрее нужны повторные, свободные и демократические выборы в присутствии международных наблюдателей. Также ожидаем солидарности ЕС по вопросу укрепления общей внешней границы», – заявила представитель Государственной канцелярии президента.
BNN уже писал, что в последние месяцы с помощью расширенной гибридной атаки режима Лукашенко были предприняты усилия по отправке нескольких тысяч мигрантов из Белоруссии в Латвию, Литву и Польшу. Большинство из них прибыли в Белоруссию в качестве туристов из Ирака.
ЕС обвинил режим Минска в его стремлении, таким образом, отомстить ЕС за поддержку белорусской оппозиции и в санкциях против Белорусии в ответ на жестокое подавление протестов в прошлом году.