При проверке оперативных действий, проводившихся в прошлом Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, у руководителя учреждения Екабса Страуме возник вопрос, почему со стороны сотрудников бюро часто не было соответствующей реакции, когда возникала необходимость (т. е. были доказательства или признаки) в дальнейших действиях.
Страуме в интервью журналу Ir сказал, что провел небольшую «инвентаризацию» — проверил, что бюро делало в последние годы, в том числе до его вступления в должность руководителя учреждения. В итоге Страуме не нашел ни одного случая, когда что-либо делалось незаконно.
Однако у него возник вопрос, почему, когда во время оперативных действий появлялись доказательства или признаки того, что где-то надо работать дальше, зачастую не следовала соответствующая реакция. «При возможности, может, спрошу у господина [бывшего руководителя отдела оперативных разработок БПБК Юриса] Юрашса. Но понятно, что мы продолжим работать и с тем, что происходит сейчас, и с материалами полученными давно», — заверил в интервью Страуме.
Также он признался, что обвинения, предъявленные президенту Банка Латвии Илмарсу Римшевичсу и предпринимателю Марису Мартинсонсу, являются результатом «инвентаризации» старых дел. «Сотрудники, которым это было доверено, приходили и сообщали, да, здесь есть тот или иной случай, который не расследовался», — пояснил в интервью Ir руководитель БПБК.
Он рассказал, что наиболее важной частью, чтобы предъявить обвинения по делу Римшевичса и Мартинсонса, были показания двух человек и подслушанные в 2013 году в бане «Тауреню» разговоры, однако в течение четырех месяцев расследования были получены и другие доказательства.
На вопрос «Продолжает ли работать в БПБК Янис Микелсонс, по месту жительства которого в 2014 году был проведен обыск, связанный с так называемым делом Мартинсонса или строителей, так как гражданская жена Микелсонса Анта Дишерейте является связанным с Мартинсонсом бухгалтером?» Страуме ответил, что не вправе комментировать это, а вообще «любые признаки, которые не совместимы с занимаемой должностью, тщательно изучаются».
«Этот вопрос надо рассматривать чуть шире. Это вопрос не только в компетенции БПБК. Естественно, бюро должно контролировать, честны ли его должностные лица. Но при этом абсолютно всем сотрудникам выданы специальные разрешения на работу с объектами государственной тайны. Эти разрешения выдает Бюро по защите Конституции, которое оценивает каждого. Этот случай, о котором сообщалось на прошлой неделе, что сотрудник бюро виновен в утечке информации и привел к провалу уголовного процесса, необходимо проверять», — сказал журналу Страуме.
Как уже сообщалось, газета Diena недавно писала, что из БПБК, возможно, утекла информация к людям, связанным с предпринимателем Мартинсонсом, в результате чего не удалось расследование и по делу строителей, и против Римшевичса.