Сокращение НДС на один процентный пункт с 1 июля этого года было выгодно только богатым людям, которые покупают дорогие товары, а не малоимущим, которыми налоговая скидка необходима больше всех, свидетельствуют данные программы телеканала TV3 Nekā Personīga, которая оценила изменения цен после снижения ставки НДС с 22% до 21%.
При этом в Латвии сохраняется самый высокий НДС среди стран Балтии.
Снижение ставки налога на один процентный пункт – слишком мало, чтобы это оказало какое-либо влияние на продовольственные цены. Это ясно подтверждает и небольшой продовольственный магазин в Риге на углу улиц Мелнсила и Кулдигас. Владелец магазина сравнил цены до и после сокращения ставки НДС. Сметана Talsu 30 мая стоила 86 сантимов, столько же она стоит и теперь. Пачка молока, которая в августе стоила 60 сантимов, теперь стоит еще дороже – 72 сантима.
Цены в супермаркетах тоже не указывают на снижение цен. Так, например, пачка молока Rimi 18 июня стоила 57 сантимов. Столько же она стоила 2 июня и теперь. Не изменилась цена на кефир – 54 сантима за литр. На пять сантимов подешевел торт Cielaviņa – с 6,98 латов в июне до 6,89 латов сейчас.
Данные Центрального статистического управления свидетельствуют о том, что цены на многие товары по сравнению с ценами, которые были в июне, даже выросли. Например, подорожали сосиски, ржано-пшеничный хлеб, гречка, пшеничная мука, соль крупного помола. Представители Rimi и Maxima отказались комментировать изменение цен после снижения НДС перед камерой, доверив этот комментарий Латвийской ассоциации торговцев продовольственными товарами.
Руководитель ассоциации Норис Крузитис подчеркнул, что сокращение НДС позволяет в целом всем латвийским покупателям сэкономить полмиллиона латов в месяц. Но главное, по его словам, то, что магазинам дан сигнал – цены на товары можно не только все время повышать, но и снижать.
Глава Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич назвал сокращение НДС неудачным решением. Торговцам переход на новую ставку НДС обошелся в 8,5 млн латов. Он считает, что это было политическим решением с целью улучшения показателей Маастрихтских критериев и приближения Латвии к еврозоне. Продовольственная отрасль от этого ничего не получила. Наоборот, государственный бюджет просто выбросил 50 млн латов. По его мнению, снижение ставки заметили лишь покупатели люксовых товаров, которые покупают дорогие вещи, например, шикарные автомобили или яхты. Там один процент составляет несколько сотен или даже тысяч латов.
«Выгоду получили люди с высокими доходами. Бедной части населения это ничего не дало. Надо было снизить НДС на продовольствие. Это бы укрепило местный рынок и стабилизировало бы ситуацию в стране», – отметил Данусевич.
Однако министр финансов Андрис Вилкс не согласен с тем, что жители не почувствовали снижение НДС. В качестве примера он назвал фиксированные платежи, по которым можно заметить позитивные перемены. За 100 кВт электроэнергии в июне по основному тарифу надо было платить 10,74 латов, а в октябре – на 9 сантимов меньше – 10,65 латов.
Министр финансов подчеркнул, что под влиянием кризиса власти многих западноевропейских стран не смогли снизить расходы госбюджетов, из-за чего там пришлось стремительно повысить налоги. В Латвии же планируется только сокращение налогов. Однако министр признал, что на стремительное сокращение уровня рассчитывать пока нельзя.
Ref:103.108.108.1267