В результате войны и экономической нестабильности, роста инфляции и роста цен на энергоносители почти половина или 49% латвийских малых и средних предприятий (МСП) признают, что в этом году у них не было свободных средств для инвестиций. К такому выводу привел опрос предпринимателей, проведенный Luminor banka.
Опрос руководителей малых и средних предприятий был проведен в конце сентября и начале октября 2022 года в сотрудничестве с исследовательским агентством Norstat Latvia, в нем приняли участие более 750 предпринимателей из Латвии, Литвы и Эстонии. (Данные по соседним странам в релизе кредитной организации не показаны.)
Однако влияние на разные отрасли было разным: каждый третий или 34% респондентов указали, что вложили средства в дальнейшее развитие своего бизнеса.
«Уже с начала пандемии предприниматели все чаще сталкиваются с различными вызовами. Война в Украине и экономическая нестабильность принесли в этом году новые потрясения. Растущая инфляция и высокие цены на энергоресурсы, несомненно, истощат свободные средства компании, поскольку выросли цены на сырье, себестоимость продукции и платежи за энергоресурсы. Позитивным аспектом является то, что, несмотря на сложную ситуацию, некоторые предприятия смогли сделать шаг к дальнейшему развитию», – говорит руководитель отдела обслуживания малых и средних предприятий коммерческого банка Марекс Гураускас.
ПРИМЕРНО КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (27%) УКАЗАЛ, ЧТО расширился или планирует расширение В ЭТОМ ГОДУ.
Большинство, или 63 % респондентов, увеличили объем продаж компании, примерно каждый третий (31 %) занимается разработкой новой продукции, а каждый четвертый (24 %) МСП увеличило экспорт.
«Данные опроса показывают, что по крайней мере часть малых и средних предпринимателей также уделяет внимание модернизации своих компаний — часть из них инвестировала в производство или инфраструктуру предоставления услуг, а другие развили услуги электронной коммерции. В трудные экономические времена, когда снижается платежеспособность граждан, возрастает конкуренция между предпринимателями, поэтому улучшения в инфраструктуре могут повысить эффективность компании. С другой стороны, вложения в предоставление электронных услуг и улучшение клиентского опыта могут дать существенное преимущество», — считает эксперт.