Убытки в вентспилсском порту возникают, возможно, из-за интересов олигархов

Правительство Латвии уже третий месяц не может рассмотреть -дцатистраничный доклад о влиянии антироссийских санкций на транзитную отрасль. В этом году в порту Вентспилса продолжает снижаться грузооборот, а некогда активно защищавшее транзит Министерство путей сообщения помощи не предлагает.

Отчет Минпутей сообщения вызвал претензии вентспилсских предпринимателей. В документе спад грузооборота объясняется прекращением поставок угля с российского месторождения «Заречная». Владельцем этой шахты является «Уралвагонзавод», которые выпускает, среди прочего, и танки, поэтому попал в черный список Евросоюза, сообщает телепередача De facto (LTV) .

Организация «Балтийская Ассоциация — Транспорт и Логистика» (БАТЛ) списание проблем на санкции называет тенденциозным. «В вентспилсском свободном порту только одно предприятие пострадало от антироссийских санкций. Остальные пострадали от железнодорожного тарифа», — говорит руководитель ассоциации Инга Антане.

Из-за платы за железнодорожную инфраструктуру гнать грузы от восточной границы до Вентспилса дороже, чем до Риги. Поэтому, например, Lukoil перенес в Ригу перевалку дизельного топлива.

Предприниматели просят от правительства выровнять вентспилсский, лиепайский и рижский тарифы. Из-за этих требований правительство откладывало рассмотрение этого доклада в апреле, мае и июне. Политики объясняют такие действия кратко: нужно дополнить текст.

Министр путей сообщения Анрийс Матисс уверен, что железнодорожные тарифы не виноваты в спаде грузооборота в направлении Вентспилса, поскольку в течение последних трех лет тарифы не менялись. Правда, порт Вентспилса, если считать по переваленным тоннам, с каждым годом работает все хуже.

Министерство подсчитало, что выравнивание тарифов обойдется в 18-24 млн евро. Такой будет сумма, не полученная за использование инфраструктуры в направлении Вентспилса и Лиепаи.

«Плата за железнодорожную инфраструктуру фиксированная. Если мы для кого-то снижаем, тогда для кого-то нужно повысить либо компенсировать из государственного бюджета. Из бюджета — исключено. Если для Вентспилса снизим на 25 млн и добавим Риге, любое повышение тарифов может вызвать спад [переваленных грузов]», — говорит Матисс.

Многие из недовольных предприятий замешаны в уголовном деле мэра Вентспилса Айварса Лембергса. Акции в них арестованы в пользу государства, пока суд выясняет, не является ли Лембергс тайным владельцем этих компаний. Управляющим арестованного имущества прокуратура назначила оппонента Лембергса Рудольфа Мерони, который, по мнению мэра, не умеет работать с клиентами.

«Швейцарский адвокат. Что он понимает в клиентах? Пока государство будет доверять ему руководство терминалами, ничего хорошего там не ожидается. А сваливать все на железнодорожные тарифы — это дешевый пропагандистский трюк», — говорит Лембергс.

Для того чтобы понять, почему мэр Вентспилса не поддерживает портовые предприятия в вопросе о пересмотре тарифов, нужно учитывать, что Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией все еще расследует в рамках т. н. дела об олигархах, не являются ли Лембергс, Андрис Шкеле и Айнарс Шлесерс фактическими владельцами крупнейшей в рижском порту группы предприятий Rīgas Tirdzniecības osta .

Между тем министр путей сообщения не может сказать, будет ли правительство рассматривать (и когда) доклад о влиянии антироссийских санкций на транзит.

Антане ранее уже говорила в интервью порталу BNN: «Когда министерство указало в информативном докладе, что в вентспилсском порту спад грузооборота из-за российских санкций, мы начали возражать, мол, это вопрос тарифов и равных условий конкуренции. Мы — БАТЛ — говорили о многих вещах: и о тарифах, и об улучшении управления портами, что необходимо для укрепления конкурентоспособности, чтобы мы были интересны не только России, но и другим. Но реального отклика и поддержки от ответственного министерства нет».

«Создан новый формат «16+1», куда входят 11 новых стран ЕС, в том числе Латвия, 5 балканских стран и Китай, которые в рамках этого проекта в разных отраслях, в том числе на транспорт и логистику, хотят распределить десять миллиардов евро. В прошлом году в Белграде премьер Лаймдота Страуюма пообещала, что Латвия организует конференцию в сфере транспорта и логистики, которая позволит нам координировать вопросы транспорта и логистики в этом формате, а также устанавливать новые контакты. На апрельском заседании Совета латвийских портов, транзита и логистики мы договорились, что в течение двух недель будет созвано собрание, в котором примут участие представители Минпутей сообщения, портов и негосударственных организаций, в том числе БАТЛ. Это собрание до сих пор не созвано, что, на мой взгляд, является очень четким намеком, что государству это неважно», — рассказывала Антане.

Антане указывала на риски, что Россия что Россия может искать другие пути транзита за пределами Латвии или переориентироваться на свои порты. Уже давно говорят, что Россия развивает свои порты и железную дорогу, а также изменила свою тарифную политику. Это четкий посыл для нас, что необходимо снижать зависимость от российских транзитных грузов и адаптироваться под новые геополитические условия», — считает представитель БАТЛ.

В докладе Минпутей сообщения тоже указано, что если российское политическое руководство займет такую жесткую позицию, то Россия может обеспечить необходимые альтернативные мощности в других направлениях. «Мы, БАТЛ, делаем все, что можем, в рамках своей компетенции и сил, в том числе призываем правительство и Минпутей сообщения использовать все возможности, но до сих пор эти действия не принесли ожидаемого большого результата. Мы как организация можем работать и предлагать различные идеи, но остальные решения зависят от правительства», — сказала Антане.

Ref: 102.112.112.2890

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости