Ожидается, что в ближайшие 12 месяцев задержки выплат доставят предпринимателям еще большую головную боль, поскольку 66% латвийских предпринимателей выразили опасения в связи с возможностями их клиентов вовремя оплатить счета из-за финансовых трудностей.
Об этом свидетельствуют обобщенные данные международной компании кредитного управления Intrum: возврат задержанных платежей в целом обходится латвийским компаниям в сумму по меньшей мере 500 млн евро в год. При этом компании тратят в среднем 65 дней, «гоняясь» за должниками.
В других европейских странах беспокойство предпринимателей не столь велико
— беспокойство о способностях дебиторов своевременно оплатить счета в последующие 12 месяцев испытывают в среднем 54% европейских компаний.
«Это огромные убытки для экономики, снижающие продуктивность латвийских компаний, их эффективность и задерживающее развитие как конкретных предприятий, так и экономики государства. Видя задержку платежей и тенденцию продления срока выплаты, не удивительно, что в нынешнем году 75% предпринимателей планируют больше сконцентрироваться на стабилизации ликвидности и денежных потоков, а не на развитии», — пояснила генеральный директор Intrum в Балтии Илва Валейка.
Она подчеркнула, что своевременное получение платежей осложняется наряду с ростом инфляции и процентных ставок. В результате половина латвийских компаний утверждают, что сейчас становится все сложнее договорится с клиентами о обоюдно выгодных условиях выплат, поэтому компании вынуждены тратить ресурсы на длительные переговоры и взыскание платежей.
К тому же 58% респондентов были вынуждены продлить срок оплаты, чтобы сохранить отношения с клиентами.
Среди латвийских компаний 62% руководителей указали, что хотели бы обеспечить своим поставщикам своевременную оплату счетов, но сейчас это невозможно. Одна из причин — задержки оплаты со стороны дебиторов, что вынуждает предпринимателей выбирать, какие регулярные платежи покрывать первыми, а какие отложить на более поздний срок.
«То, что когда-то было неудобством, теперь стало основным приоритетом работы руководства многих компаний. Многие предприятия признают, что ресурсы, которые теперь тратятся на возврат просроченных платежей, можно было направить на развитие, инвестиции в цифровой области и инновации, на прием новых работников или на переквалификацию, либо на географическое расширение деятельности, однако в краткосрочной перспективе это просто невозможно. Задержка платежей по сути означает, что многие компании повторно тратят деньги или бросают их на ветер, пытаясь требовать то, что уже принадлежит им по закону» — подытожила Валейка.