ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) с 2005 года заключало договоры на десятки миллионов евро с ООО Sigmen – предприятием супруги бывшего агента КГБ Юрия Симоненкова. В Литве подобные сделки ГАО с людьми, связи которых могут доходить вплоть до президента России Владимира Путина, вызвали скандал и привлекли внимание как министерств, так и спецслужб, но в Латвии действуют вяло, а LDz даже хвалит репутацию партнера.
Напомним, что в начале июня журналисты литовского СМИ LRT обнаружили, что предприятие Lietuvos geležinkeliai («Литовская железная дорога») заключало сделки с Sigmen на 130 млн евро несмотря на то, что у Симоненкова со времен КГБ сохранились связи с другими офицерами и агентами КГБ, а также с приближенными к российскому президенту Путину лицами.
Официально компания принадлежит супруге Симоненкова – Ирине. По данным Lursoft, истинными бенефициарами являются она и Александр Максимов. Оба входят в состав правления.
Вскоре после новости от LRT, Министерство транспорта и связи Литвы попросило литовские спецслужбы помочь оценить угрозы, которые могут исходить от сделок с Sigmen. Раньше у министерства не было информации о том, что такие отношения могут представлять угрозу.
Предприятие LDz тоже заключало сделки с Sigmen. По данным Бюро по надзору за закупками (БНЗ), суммы сделок начиная с 2013 года достигают 25,6 млн евро. В 2012 году с Sigmen заключен договор о закупке на 17,1 млн евро. А размер суммы договоров, заключенных в этом году, составляет 4,7 млн евро.
Впрочем, и до 2013 года суммы исчисляются миллионами. По данным БНЗ, LDz заключало договоры с Sigmen с 2005 года.
Представитель латвийского Министерства транспорта Ивета Канцена сказала порталу BNN, что министерство не планирует обращаться в органы безопасности по поводу сделок с Sigmen.
Канцена пояснила, что партнеры будущих сделок определяются в процессе тендера. Министерства не получают никакой информации о заключенных договорах, так как это не предусмотрено действующими нормативными актами.
А представитель LDz Элла Петермане заверила BNN, что «каждый потенциальный партнер по сделке тщательно проверяется по различным базам данных». Проверяется его присутствие в санкционных списках, а также то, не были ли связаны должностные лица и участники предприятия с легализацией преступно нажитых средств. Если такая информация о предпринимателе есть, тогда договор не заключается.
Представитель LDz подчеркивает, что Sigmen – давний партнер, и отмечает, что СГД в этом году поместила компанию в число компаний серебряного уровня.
То, что литовские журналисты выяснили о Симоненкове, и давнее сотрудничество «Литовской железной дороги» с Sigmen Петермане не прокомментировала.
Служба государственной безопасности (СГБ) сообщила BNN, что тоже изучает информацию о сделках «Литовской железной дороги» с Sigmen.
СГБ призналась, что у нее есть информация о том, что LDz давно заключает сделки с Sigmen, но пока у службы нет данных о том, что эти сделки могут как-то угрожать интересам национальной безопасности.
BNN попробовал связаться с руководителем комиссии Сейма по национальной безопасности Марисом Кучинскисом, но безуспешно.
Литовские журналисты сообщали, что Симоненков работал в отделе КГБ в Латвии вместе с Евгением Ролдугиным, который, в свою очередь, посещал школу КГБ вместе с Путиным. Брат Ролдугина Сергей – один из близких друзей российского президента.
Симоненков начинал свой бизнес в Латвии с компании Skonto, учрежденной вместе с другими бывшими сотрудниками КГБ. До 2008 года, когда США ввели санкции в отношении нее за отмывание денег в 2005 году, ему принадлежал и Multibanka. До 2016 году у Симоненкова был общий бизнес с Сергеем Носовым, одним из советников Путина и губернатором Магаданской области.
Обозреватели говорят, что бизнес Симоненкова все еще может быть связан с бывшими сотрудниками КГБ.
Еще до развала СССР Комитет госбезопасности готовил своих подчиненных к созданию бизнеса, чтобы они использовали свои контакты, в том числе с криминальным миром. КГБ даже обеспечивал стартовый капитал на бизнес, говорит политический обозреватель Марюс Лауринавичюс.
«В балтийских республиках они оставили агентов, чтобы те занимались бизнесом, где они могли бы иметь большое влияние и влиять на политику», — говорит Лауринавичюс.
LRT сообщает, что связи Симоненкова с бывшими агентами КГБ могут простираться даже до Кремля. Его имя фигурировало и в скандале о президенте Банка Латвии Илмарсе Римшевичсе.