Линас Егелевичус специально для BNN
Для многих литовцев, проживающих вдоль литовско-польской границы протяженностью 104 км, поездки за продовольственными продуктами в соседнее государство вновь стали частью повседневности. Не желая тратить больше в своей стране, некоторые отправляются за границу на собственном авто, а другие — на автобусах, в специально организованных автобусных турах.
«Наше староство [эквивалент латвийской волости в Литве — BNN] находится у границы, но оно довольно маленькое, поэтому многие едут за товарами на своих машинах, — сообщил порталу BNN Зенонас Сабляускас, управляющий староства Вейсею Лаздийского района. — В последнее время, с тех пор как ставка налога на добавленную стоимость (НДС )в Польше была снижена до 0%, такие поездки стали чаще».
Согласно обобщенной информации Управления статистики Литвы, за первые три квартала 2021 года за покупками в Польшу отправились 53 тыс. литовцев, потратившие за границей почти 20 млн евро. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года, оставленная в Польше сумма была на три процента ниже.
С тех пор как в Литве узнали о фактически отмене налога на добавленную стоимость (НДС), сократившаяся в прошлом году торговля у границы вновь может начать расти, однако у Управления статистики Литвы пока нет данных о межграничных покупках за первый квартал 2021 года и за начало 2022 года.
В Польше литовцев больше всего привлекают магазины торговых сетей Biedronka и Kaufland.
В приграничных районах Польши открывается все больше маленьких продовольственных магазинов, в которых предлагаются и литовские товары.
По наблюдениям руководителя интернет-платформы сравнения цен Pricer.lt Арунаса Визицкаса, и в этих магазинчиках цены на товары ниже, чем в Литве.
Управляющий приграничного староства отметил, что c начала февраля большой одержимости покупками в Польше не наблюдалось, но изменение настроений местных покупателей ощущается.
«По сути в какой-то момент наши жители перестали туда ездить [за дешевыми товарами — BNN] — цены были более-менее схожими. Сейчас тенденция определенно возвращается, как я уже сказал, на индивидуальном уровне», — прокомментировал Зенонас Сабаляускас.
Часть жителей его староства отправляются в соседнюю страну не только за продовольствием и алкоголем, но также чтобы заправить автомобиль более дешевым польским топливом.
«Иначе поездки невыгодны. Купленное в Литве топливо не окупит то, что покупатели экономят, покупая сравнительно более дешевые продукты и прочие товары. Нужно помнить, что в зависимости от того, откуда люди начинают свою поездку, она может длиться час и даже дольше», — рационально разъяснил «математику» поездок Сабаляускас.
Читайте также: Шимоните во время визита в Великобританию сравнила международную ситуацию с событиями 1938 года
Кроме того, управляющий староства Вейсеяй заметил, что часть жителей склонны покупать вещи, которые потом редко используют в хозяйстве.
«Я спрашиваю: «Как часто ты этим пользуешься? Каждый день или раз в месяц?» После таких вопросов многие признают, что они попадают под влияние «лихорадки» и подобно другим литовцам стремятся за покупками в Польшу. Если подсчитать все вместе, возникнут очень большие сомнения по поводу выгодности», — критически заметил Сабляускас.
От также сообщил, что не всех жителей его староства интересуют такие выезды, при этом они считают такую миграцию в соседнее государство за дешевыми товарами непатриотичными, поскольку таким образом литовцы поддерживают экономику Польши.
Глава ассоциации промышленников не прогнозирует скачка пограничного «шоппинга»
Столица Литвы тоже находится сравнительно недалеко от Польши. Председатель Вильнюсской ассоциации промышленности и предпринимательской деятельности Сигитас Бесагирскас считает, что несмотря на значительное повышение цен в Литве в последние месяцы, он не ожидает значительного увеличения числа литовцев, которые будут ездить за продуктами и топливом в соседнее государство.
«Я только что вернулся с выставки в Познани, который не является приграничным городом. Поляки, с которыми я говорил, не выглядят очень довольными снижением НДС.
На самом деле они подчеркивают, что незадолго до снижения НДС цены немного повысились. Многие считают, что магазины будут пользоваться возможностью поднять цены.
Мне это кажется очень логичным», — поделился услышанным председатель ассоциации промышленников.
По словам Бесагирскаса, Польша, возможно, сознательно позиционировала себя как страну с низкими ценами, особенно в глазах литовцев.
«Там дешевле, чем во многих других странах ЕС, но если учесть расходы на поездку и все те неудобства, с которыми придется столкнуться, сомневаюсь, что такие поездки того стоят»,— поделился мнением Бесагирскас.
Ставка НДС 0% в Польше — на шесть месяцев
Ощущая рост цен на энергоресурсы, продовольствие и прочие товары, жители, которые следят за событиями в Европе, обращают внимание на решения соседнего государства, которые предпринимаются, чтобы инфляция не слишком сильно била по кошелькам жителей. В этом плане Польша была особенно щедрой.
Житель города Алита на юге Литвы на вопрос о действиях польского правительства сказал порталу BNN прямо: Вот бы литовское правительство сделало бы также!»
В начале 2022 года Кабинет министров Польши объявил о решении снизить ставку НДС на продовольствие и топливо, чтобы сдержать влияние стремительной инфляции на жителей. Ставка НДС на бензин и топливо снизилась до 8%, а на продовольствие, газ и сельскохозяйственные удобрения — до 0%. Обычная ставка НДС в Польше составляет 23%, а на продукты питания в обычных условиях — 5%.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий указал, что налоговые ставки понижены на шесть месяцев, начиная с февраля.
Однако некоторые эксперты в области экономики отмечают, что снижение НДС — это, скорее обезболивающее, а не эффективное средство для снижения влияния инфляции. По мнению экономистов, снижение потребительских налогов временно уменьшают негативное влияние давления инфляции, но не тормозят рост цен в долгосрочном периоде.