Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ) сообщило, что в прошлом году гражданства Латвии были лишены 207 человек, а 202 отказались от него. А в 2016 году гражданство Латвии потеряли 107 человек. Гражданства лишались в основном лица с российским или израильским гражданством, пишет Latvijas Avīze.
Комиссия Сейма по гражданству, миграции и сплочению общества периодически получает от УДГМ информацию о лицах, просящих изменить Закон о гражданстве, чтобы можно было иметь двойное гражданство. По словам председателя комиссии Ритварса Янсонса, такие сигналы были и обсуждались в комиссии, однако до выборов в Сейм Закон о гражданстве точно не будет открыт, чтобы не начались ненужные дебаты о смягчении закона, что приведет к потере его основных ценностей.
Недавно УДГМ решило отнять гражданство Латвии у взрослых детей трагически погибшего кинооператора Андриса Слапиньша. Его дети имеют также российское гражданство. Когда они оспорили это решение в суде, политики и правительство все же решили оставить в интересах государства двойное гражданство сыну и дочери Слапиньша. Это, впрочем, не означает, что на это могут надеяться и другие обладатели двойного гражданства, пишет газета.
Россия не входит в число стран, второе гражданство которых могут иметь граждане Латвии. При этом есть несколько исключений, и одно из них было использовано в случае с детьми Слапиньша.
Председатель Конгресса латышей России Лаума Власова считает эту ситуацию абсурдной. «25 лет назад, с 6 февраля 1992 года, все рожденные в России стали получать российское гражданство автоматически. Тем латышам, которые в то время родились там у граждан Латвии, УДГМ теперь высылает письма, чтобы они отказались от гражданства Латвии. Это написанные сухим тоном письма с угрозой: на этих латышей подадут в суд, если они не напишут управлению заявление об отказе от гражданства Латвии. Было несколько судебных процессов, которые люди проиграли, так как Закон о гражданстве запрещает второе российское гражданство. Было бы логично, если бы закон позволял не отнимать двойное гражданство у той пары сотен латышей, которые живут в России», — возмущается Власова.