Мэр Вильнюса поручил снять мемориальную доску Генералу Ветре, участнику антисоветского движения, что вызвало волну негодования.
Она была установлена на фасаде библиотеки Литовской академии наук. Когда-то она пережила акт вандализма, а в субботу, 27 июля, ночью ее сняли по распоряжению мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса.
Йонас Норейка, известный также как Генерал Ветра (Буря. — Прим. перев.), в межвоенные годы прошлого века служил в литовской армии. Когда страну оккупировала нацистская Германия, он стал руководителем Шяуляйского уезда и подписывал документы о создании еврейского гетто и об отъеме еврейской собственности.
С возвращением советской оккупации он стал одним из лидеров литовского движения сопротивления, пока не был схвачен и убит в 1946 году.
Сложный вопрос
BNN обратился за комментарием к политологу Кястутису Гирнюсу. По его мнению, «вопрос очень сложный».
«Это комплекс исторических и политических вопросов. С одной стороны, Норейка – законный национальный герой, а с другой – он занимал высокий пост в нацистской администрации и был ответственен за создание гетто и отъем еврейской собственности. Поэтому одни считают его соучастником холокоста, которого ни за что нельзя почитать, по крайней мере не в литовской столице. У спора есть еще один важный аспект: почему мемориальная доска была снята посреди ночи и почему мэр принял решение единолично?» — говорит Гирнюс.
Депутаты хотят расследования
На снятие таблички остро отреагировали ведущие депутаты-«консерваторы»: Лауринас Касчюнас, Аудронюс Ажубалис и Габриэлюс Ландсбергис. На этой неделе они даже просили Генпрокуратуру провести расследование.
«Мне стыдно, что моим родным Вильнюсом руководит настоящий манкурт. Мне стыдно, что он не может отличить угнетателей и коллаборационистов, которые добровольно отдали коммунистам свободу нашей нации, от тех, кто в очень сложных условиях пытался сохранить независимость нашей страны и кто всегда был на нашей стороне», — высказался депутат Кащюнас в Facebook.
Мэр защищает решение
Глава Вильнюса Ремигиюс Шимашюс в свою очередь защищал принятое решение, пояснив, что оно принято исходя из принципа равенства, который подразумевает снятие памятных знаков, связанных с обоими тоталитарными режимами.
Хотя Шимашюс признал, что ошибся, когда поручил снять ее незаметно, ночью.