Вопреки сообщениям о том, что акционеры АО Liepājas metalurgs Сергей Захарьин и Илья Сегал отказались от своих акций предприятия, этого все же не произошло, сообщил после заседания правительства во вторник, 20 августа, министр финансов Андрис Вилкс.
Предложенные акционерам договоры были изменены и стали неприемлемыми для государства.
На заседании правительство постановило, что необходимо продолжить утверждение плана мер процесса правовой защиты (ППЗ).
«Как это уже неоднократно происходило раньше, акционеры якобы отдают акции, но договоры изменены, а те условия, которые вписали акционеры, для государства неприемлемы. Это очередное подтверждение тому, что акционеры продолжают вести себя как раньше, судьба Liepājas metalurgs их не интересует. Главное для акционеров – ухватиться за этот кусок на случай, если появится инвестор или государство инвестирует дополнительно, чтобы отхватить себе еще что-нибудь», – сказал Вилкс.
Министр финансов указал, что правительство решило продолжить работу над утверждением плана мер ППЗ, а предприятию необходимо найти инвестора, чтобы Liepājas metalurgs как можно скорее мог возобновить работу.
«Инвесторы ждут, когда эти акции станут доступны, чтобы можно было возобновить работу производства. Со стороны государства мы видим, что интерес инвесторов есть и предприятие может работать. Вопрос в том, продолжат ли акционеры притворяться, что пытаются спасти предприятие, поскольку неприемлемо, чтобы акционеры продолжали обманывать общество, активно выступая с лживыми заявлениями», – пояснил Вилкс.
Он также добавил, что сотрудничество с акционерами до сих пор не сложилось и вряд ли сложится в будущем.
На вопрос, есть ли у государства какие-либо механизмы, которые позволили бы лишить акционеров акций если они не захотят добровольно отдать их клубу кредиторов, партнер финансового консультанта Prudentia Advisers Карлис Крастиньш сказал, что Латвия является правовым государством и лишить кого-либо имущества насильно нельзя.
«Существуют правовые методы, которыми это можно сделать. Есть несколько гражданских и уголовных дел, которые петлей затягиваются вокруг этих господ. Трудно аргументировать ситуацию, в которой люди добровольно выбирают путь к работе с полицией и возможному заключению, а не компромисс с кредиторами, которые уже оказали предприятию большую поддержку», – сказал Крастиньш.
Он также сказал, что этот процесс не может длиться вечно. «В плане мер ППЗ тоже указаны определенные суммы и конкретные шаги, которые необходимо предпринять к определенному сроку. Если это не будет сделано, к сожалению, администратор ППЗ будет вынужден обратиться в суд и потребовать начать процесс неплатежеспособности предприятия», – пояснил Крастиньш.
На вопрос, предусматривает ли план ППЗ возможность, что акционеры останутся и попытаются навести порядок на предприятии, министр финансов отрицательно покачал головой, а Крастиньш отметил, что план ППЗ не предусматривает возможность отчуждения акций одним или другим лицом, но суть и дух этого плана таковы, что акционеры должны отдать свои акции кредиторам или инвесторам.
«Сейчас единственная роль акционеров – держаться за свои бесценные акции как собакам на сене. Акции потеряли ценность, предприятие находится в состоянии неплатежеспособности и не работает, вместе с тем акции являются лишь техническим инструментом, который пока позволяет акционерам играть свою роль. По сути они уже потеряли предприятие и теперь лишь используют несовершенство законодательства», – указал Крастиньш.
Он добавил, что в других странах, в тех случаях, когда кредиторы столь едины, как в случае Liepājas metalurgs, например, в Германии, в законодательстве предусмотрены механизмы, позволяющие «сдвинуть в сторону» таких акционеров.
На вопрос, каковы дополнительные требования Захарьина и Сегала, Крастиньш сказал, что предложенный им договор был перевернут с ног на голову. По словам Вилкса, акционеры пожелали, «чтобы солнце вставало на западе».
«Два акционера были согласны отдать акции лишь в том случае, если план ППЗ удачно заработает и деятельность предприятия будет восстановлена. Практически они хотели, чтобы вместо них работали другие. Это совершенно нелогично. В таком виде сделка состояться не может», – добавил Крастиньш.
Он добавил, что в случае неплатежеспособности предприятия у акционеров не придется ничего отнимать, поскольку они станут последними в очереди запросов кредиторов.
Как известно, в конце мая Liepājas metalurgs распространил сообщение о том, что, выполняя выдвинутое Prudentia Advisers требование, Захарьин и Сегал подписали соглашение о порядке осуществления вкладов и передачи акций Liepājas metalurgs, которое предусматривало передачу акций всех трех акционеров – Захарьина, Сегала и Липмана – группе кредиторов по одному лату, если к определенному сроку каждый акционер не вложит в предприятие по десять миллионов латов. Однако акции так и небыли переданы кредиторам, поскольку Липман не подписал это соглашение, а Захарьин и Сегал выдвинули условия, неприемлемые для кредиторов.
Ref:103.108.108.1811
Правильно делают акционеры.Liepājas metalurgs на протяжении многих лет перечисляло в бюджет колосальные деньги.Любому маломальски думающему понятно, что идет перераспределение собственности, вот акционеры и сопротивляются.