«Это иллюзия, что хозяйственный стиль самоуправления и его расходы не влияют на общую финансовую ситуацию в стране. Очень влияет и будет влиять. В следующие годы мы увидим разные необоснованные обязательства, поскольку во многих местах хозяйствование на уровне самоуправлений осуществляется неэффективно», – считает министр финансов Андрис Вилкс.
«Например, амбиции Риги в плане расходов очень большие и лишают денег, которые можно было бы вложить в повышение зарплат на государственном уровне. Например, закупка троллейбусов в Риге отразится в коррекции общего дефицита бюджета государства. Не должно быть так, что Rīgas satiksme живет в больших минусах и при этом при сотрудничестве предлагается неадекватная политика. Хорошо предоставить кому-то бесплатный транспорт, но надо учитывать, что его компенсируют не другие рижские налогоплательщики, а все государство. Мы не можем себе позволить в бюджете другие затраты, от которых выиграли бы все жители Латвии, в том числе и рижане, поскольку и они тоже заинтересованы в более высоких зарплатах и сниженном подоходном налоге с населения (ПНН). То, под какие проценты Рига в свое время заняла деньги, чтобы построить многоквартирные дома, было абсурдом. Это хорошо смотрится только в виде лозунгов, но платит за это вся Латвия и уже давно. То же можно сказать и о Южном мосте», – сказал Вилкс газете Diena.
Он добавил, что речь идет не только о Риге, но и о других самоуправлениях. В расходах самоуправлений много популизма, но устранить это невозможно. Сложнее всего прогнозировать минусы, связанные именно с популизмом самоуправлений, что и является самой большой проблемой латвийского бюджета.
На вопрос о налоговых изменениях Вилкс сказал: «Дискуссии будут долгими и острыми, но главное – договориться не только между политиками, но и с обществом о том, что мы осуществим снижение налогов на рабочую силу вместе с сокращением социального неравенства и поддержкой демографии. ПНН надо уменьшить до 20%, но не говорится, что это должно произойти за два года, поскольку мы не можем взять из бюджета 100 млн латов и надеяться, что денег хватит на все остальнео. Если мы движемся к сокращению ПНН до 20%, я не вижу возможностей параллельно ничего не делать с налогом на добавленную стоимость (НДС) или с налогом на недвижимое имущество (ННИ)».
«У некоторых политиков позиция строгая – должно быть так, как ранее планировалось. Однако надо учитывать, что мы живем в стремительно меняющейся среде. В Латвии трудно назначить руководящие принципы на три или пять лет, надеясь на то, что внезапно не появятся неожиданные, но существенные факторы, с которыми придется считаться. К тому же, даже продолжая снижение ПНН, в обществе все равно скажут, что не чувствуют сокращения, а цель – добиться как раз того, чтобы зарплата в кошельках выросла у каждого, а особенно у тех жителей, которым дополнительные латы нужны больше всего. Поэтому многие вопросы надо решать комплексно: и снижение ПНН, и пересмотр обязательных взносов социального страхования, а также повышение минимальных зарплат. Именно повышение минимальных зарплат является очень позитивным шагом и, думаю, в будущем она еще вырастет», – пояснил министр.
По его мнению, сложилась ситуация, в которой многие, в том числе очень богатые люди платят довольно низкий ННИ за большую собственность. Поэтому эту систему можно пересмотреть. Но если отношение самоуправления сохранится таким же, как прежде, изменить вопросы, связанные с ННИ будет трудно.
Ref: 102.108.108.4840